Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Школа молодого педагога » Ментальные ловушки для учителя

Ментальные ловушки для учителя

Что портит нам жизнь? Что портит жизнь учителю, а он не замечает? Скажете, что нет? То, что мешает, я вижу ясно и веду работу в этом направлении (например,  самообразование, психоаналитическое самосовершенствование,  медитация – отдых для чувств и интеллекта – выход из сложных конфликтных ситуаций и т.д.)


Все верно, это необходимая работа для саморазвития, ни один эффективный учитель не топчется на месте, реализуя только накопленный опыт, он постоянно «пробует» новое. И все же…
Есть интеллектуальные (ментальные) шаблоны, действуя в рамках которых умные люди тратят и силы и время понапрасну, на бой с тенью, выматывая себя в этих сражениях.

 

Упорство


Учитель ругает школьника за какую-либо провинность и видит конфуз, раскаяние, трепет, слезы… ученик уже осознал в чем он провинился, но учитель упорно тратит время на разнос – он еще не все сказал, что хотел. Такова же ситуация и в споре с коллегой – оппонент признал нашу правоту, а мы продолжаем упорно добивать его аргументами.


Итак, Упорство (упёртость) является ловушкой (нашего времени, нашей энергии), когда цель явно достигнута, а человек продолжает действия в этом направлении.

 

Противление


Еще один сценарий: некое новое обстоятельство мешает реализации наших планов. Внутреннее сопротивление кто-то преодолевает быстро, легко переключая внимание,  а кто-то упорно старается удержать ход событий в старом русле. Сопротивление, недовольство, стресс, когда рушатся наши планы и что-то мешает продолжать действовать по-старому, - названо ловушкой Противления.


Например, хорошо проработанный накануне сценарий урока «сбит» не вовремя проявленным любопытством ученика, задавшим вопрос не в рамках текущей темы. Похвалить за любознательность и сказать «на этот вопрос я отвечу позднее», - не многим учителям удается  такое…  С тяжким вздохом и закатывая глаза (часто - с неудовольствием в жестах и мимике или заводясь с пол-оборота) учитель одергивает ученика  (например, «кто тебе разрешал говорить?»)…  Молодой педагог нередко переключается на новую тему, и тогда стройный план урока рушится, что-то из задуманного не реализуется (не хватило времени), ощущение от урока остается смазанным, учитель не доволен результатом… А это стресс, который имеет тенденцию накапливаться.  Противление забирает силы, так же как Опережение.

 

Опережение


Предварительная работа (может быть и планирование действий, может и  что-то конкретное, например, написание документа, который не понадобился),   работа впустую, «предработа» тоже является ментальной ловушкой, называемой Опережением. Когда еще не произошло событие, мы его уже «видим» и заранее готовим несколько вариантов своих действий в зависимости от воображаемой нами ситуации. Директор вызывает «на ковер», вы уже заранее знаете, ЧТО он будет говорить и составили опровержение, потратив приличное время на переживания, оторвав его от важных текущих дел. А разговор пошел в совсем другом русле – и ваша работа превратилась в «предработу», в напрасно израсходованное минуты (а может и часы…) Заранее знать, что произойдет, мы не можем, поэтому ловушка скрытая, проявляет себя только пост-фактум. И если вы настроились на бурный разговор с директором, а вам дали очередное задание, то не выплеснутая энергия может стать спусковым крючком на уроке, в общении с коллегами или в домашней обстановке.

 

Затягивание


Затягивание – тоже ментальная ловушка, хорошо знакомая многим педагогам. Откладываем составление рабочей программы до тех пор, пока администрация не начнет ругаться, откладываем подготовку к мероприятию к самому последнему дню, откладываем проверку кипы контрольных или сочинений. Можно делать понемногу каждый день, но нам-то хочется все и сразу. Чтобы произошло чудо, чтобы гордо сказать  коллеге «а я вчера!...» Пока учитель откладывает, затягивает с выполнением, внутри идет работа нервных импульсов «надо начать, надо начать, надо сделать!» Накапливается внутренняя усталость от борьбы с собой, а мы и не знаем - откуда она?

Фиксация


Фиксация – ожидание какого-либо события (например, транспорта на остановке), автобус задерживается, учитель нервничает – опаздывает (нагоняй! урок! совещание!) Ловушка затянула… В голову даже не приходит, что можно это время ожидания потратить с пользой, например, на продумывание хода урока в новых обстоятельствах.


Опережение и фиксация, противление и упорство – и это еще не весь список ментальных ловушек, в которые попадают умные, развитые интеллектуально люди,  увеличивая свою психологическую нагрузку собственными действиями. Замечено, что «разобравшись» хотя бы с одной ловушкой, умея отслеживать свои действия, человек легко избавляется и от остальных. Главное – начать, сознательно отслеживать свое внутреннее состояние в той или иной ситуации. «Что я делаю? Что я чувствую? Почему?» О ментальных ловушках написал Андре Кукла в книге «Ментальные ловушки: Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь».

Комментарии

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Острова, названные в честь собак
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги