Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Проблемы образования » Учитель – путь сквозь века

Учитель – путь сквозь века

Образование – один из древнейших социальных институтов, фундаментальный, изначально вытекающий из основ существования общества.


Учителя в первобытном обществе – старички лет 20-25, они уже не могли охотиться (например, болят руки/ноги – артроз и артрит, сломаны зубы, выбит глаз) – вынужденно оставались у костра на стойбище, становились рассказчиками и учителями юных кроманьонцев: мифы, правила ТБ на охоте, в лесу, в поле, с другими кланами… учили подражать голосам зверей и птиц, плести ловушки и т.д. Таким образом, старичок зарабатывал свой «кусок хлеба». Статус учителя невысок: он в меру полезен, но полноценным членом сообщества, охотником и собирателем - не является.


В античном обществе (Греция, Рим) учителем чаще всего был свободный неполноправный человек – метек. Полноправному гражданину, собственнику надела, рабовладельцу быть учителем было не по статусу. В Греции передали бы дело обучения рабам, только чему может научить раб? Аристотель рассуждает так: раб - не человек, он имеет душу раба, ведь в бою он сдался врагам, значит, трус и подлец в душе.  После реформ Солона (IX в. до н.э.) в Афинах запретили обращать в рабство греков за долги, поэтому раб – всегда чужеземец. Рабы в Афинах были педагогами – водили детей на занятия. Школа – учитель – минимум знаний и умений - для тех, кто не может/не хочет обучать детей дома. Поэтому зарплата учителя была невелика, а требовалось от него знать много: риторика, грамматика, гимнастика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика - 7 свободных искусств. Учитель – наёмный работник, политических прав в полисе не имел, общественное мнение не формировал.


Особая группа учителей в античности: учителя мудрости  - софисты. Изощренные приемы ораторского искусства предлагались для изучения исключительно платежеспособной группе -  богатым сыновьям, золотой молодежи. Научить, как посадить другого человека в лужу – главная цель такого обучения.
Например, так:
- Ты умный человек. Вот скажи, верно ли суждение: то, что ты не терял, ты имеешь, оно  у тебя есть?
- Да, - поразмыслив немного отвечает «студент».
- А ты терял рога? – звучит ехидный вопросец и парень со всех ног бежит к своей возлюбленной устраивать допрос с пристрастием… А потом приходит к «учителю» и просит научить его быть едким, колким, насмешливым собеседником, чтобы никто не мог взять верх над ним. О вечных ценностях вопрос не стоял.

 

Профильное образование было очень узким, себе на смену опытные служащие готовили 1-2 новичков (так же как и ремесленники – подмастерьев) – например, писцов  для взимания налогов в порту, для описи имущества, для записи указов военачальника готовили по отдельности и обучали писать те слова и обороты речи, которые им пригодятся.


После великого переселения народов и темных веков, образование, да просто грамотность, исчезли вместе с городами и перестали быть ценностью для большинства людей, тут бы выжить. В монастырях знание стало частью Божественной истины и средневековая школа – это начальное образование при монастыре. Хочешь быть грамотеем – иди в монахи, зубри мертвую латынь, ведь на ней написаны все книги. Учитель – некто, приближенный к Богу, часть неземного мира. Боялись, уважали, чтили. Первые университеты в Европе (Болонский, Пражский) – это курсы для приходящих и уходящих студентов. Обучение шло следующим образом: читался отрывок из Священной книги и начиналось его обсуждение – кто как понимает, какие выводы, как это связано с другим (вчерашним) отрывком и т.д. То, что сегодня называется схоластикой – теоретические споры. Мало связанные с жизнью, но развивающие категориальное мышление. Вел диспут – опять же монах. Монахи Кирилл и Мефодий в VII в. н.э. на основе славянской фонетики разработали две азбуки (кириллицу и глаголицу), одной из которых написан и этот текст.


После крестовых походов пришли в Европу арабские цифры, ноль, разряды чисел и появилась «алгебра» - в переводе с арабского «тайна».  Тайную науку чисел христианским монахам нельзя было изучать – чему может научить бесовское/нехристианское знание? Прошло приличное количество времени, сменилось не одно поколение, пока гениальный английский монах-ученый не вывел бином Ньютона…


Светская школа является результатом эпохи Возрождения и Великих географических открытий, появления мануфактур, постоянных торговых связей, развития рынков, банков, ломбардов. В средневековом обществе найти грамотного рыцаря, даже короля – трудное дело. Очень известный факт из французской истории: первая грамотная королева Анна Ярославна, жена  Генриха I и мать Филиппа I.


Убеждение, что записи подлежит только священный текст, соответственно и чтению – только он, сломалось с развитием книгопечатания и опять же рынка книготорговой продукции. Стали печатать суждения философов о разных истинах, научные или исторические  труды, карты, потихоньку и беллетристика вошла в норму… Учитель мудрости, философ, писатель, ученый – этот статус был высок, учитель в школе – так и оставался наемным работником низкой квалификации.


Долгое время обучение шло индивидуально: в одном помещении сидело несколько детей и каждый из них был занят чем-то своим, учитель – общий для всех – ходил от ученика к ученику и проверял сделанное. УВ углу обязательно стояли розги и скамья для провинившегося. Стимульный материал.


Классно-урочная система – изобретение XVIII века: группа детей одного возраста занята одним уроком. Постепенно, учителя стали специализироваться  по дисциплинам. Такие школы – для средних и низших слоев, богатые семьи продолжали нанимать учителей для домашнего обучения. Гувернантки и гувернеры – это наемные работники невысокого социального статуса, часто студенты.


Отношение к учителю в обществе из века в век меняется: с пренебрежительного к боязливо-отстраненному, затем к почтительному – произошло последнее уже в ХХв. Знания становятся постепенно ценностью, роль интеллигенции в обществе повышается, это связано с техническим прогрессом, с распространением научных знаний, сменой фанатично религиозного мировоззрения на философское и гуманистическое. Этот процесс шел постепенно, охватывал прежде всего города.


Учителя становятся значимой частью общества в условиях индустриализации, домашнее воспитание постепенно уходит в прошлое. Слишком много сложной информации надо передать, это невозможно без систематического ежедневного обучения. На каждого  ученика уже не хватает квалифицированных специалистов, удобнее создавать частные школы, гимназии, колледжи, лицеи.


Большинство европейских государств взяло на себя функцию просвещения и образования, в том числе обязательного начального образования - на рубеже XIX-XXвв. Любопытен опыт Швеции: там, чтобы не тратить государственные деньги, обязали всех глав семейств обучить арифметике, чтению и письму своих домочадцев за собственный счет, а чиновники взяли на себя функцию контролеров, взимающих штрафы с ослушников. Вот так, шведской кроной загоняли общество к свету грамоты. Поголовная грамотность была достигнута очень быстро… В России реформу начального образования (бесплатного) начал готовить П.А.Столыпин, а провело в жизнь уже правительство большевиков.


Еще одна метаморфоза произошла в образовании в течение XIX века – на смену учителям пришли учительницы. «Засилье» женщин в сфере образования – это совсем недавнее в истории явление. Отношение к женщине как к работнику всегда было хуже, чем к мужчине. И по оплате, и по уважению к труду. Почему-то считается, что мужчина по определению вкладывает больше сил, больше энергии, исполняя свои трудовые обязанности (все равно в какой сфере экономики).


В советское время учитель стоял выше иных работников (особенно на селе), так как был членом партии, проводником идей правительства в жизнь, с ним считались. Еще один момент надо учитывать: подготовка специалистов массовых профессий для индустрии требует простой передачи знаний, умений, формирования навыков, которые в течение всей жизни практически не меняются. Надо было научить ребенка тому, что сам знаешь и умеешь.


А вот вопрос о том, как научить учиться - сейчас стоит перед современной школой. Сегодня невозможно, да и не нужно зубрить учебники в поисках ответа на все вопросы. Информация доступна, ее избыток. Информация постоянно обновляется, в науке ее объемы удваиваются каждые 5-10 лет. Это невозможно запомнить. На производстве нужны люди, мыслящие нестандартно, творчески, обладающие компетенциями в социальной сфере не менее, чем знаниями в какой-либо отрасли современной науки или производства. Научить учиться может только тот учитель, который сам умеет/хочет/знает КАК постоянно учиться, как развиваться, овладевать новыми знаниями, организовывать себя на овладение новыми умениями, на получение практического опыта в действиях с новыми сложными техническими устройствами, в новых обстоятельствах. Уйти от рутины в мыслях, от повседневной стабильности – очень трудно. Постсоветский человек, во-первых, уже устал от перемен в своей жизни, во-вторых, мы все наследники элементов восточного менталитета, где стабильность является ценностью номер один, где развитие – это скорее количественное, а не качественное изменение…


Учитель (как профессия, как статус) не может стать лидером в обществе, если он ориентирован на прошлое. «Как было хорошо в СССР, родители и дети уважали учителей» – часто слышишь в учительской среде. Хочется поддержать, но статус методиста не позволяет. Мы несем новое в жизнь подростков, и это новое должно помогать ребятам жить в сегодняшнем мире, а не в мире прошедшего дня. Когда забияка и ослушник в запале говорит «да не нужна мне ваша математика!/физика/литература/история/биология/далее везде», то он делает ударение на «ваша», не математика, а «ваша математика», то, как вы ее преподаете, то, как вы ее понимаете. Невозможно всех сделать докторами наук, многие старшеклассники просто не способны к освоению всего объема знаний, который заложен в учебную программу. Поэтому стоит ориентироваться на формирование компетенций, именно они пригодятся будущему работнику на производстве, в сфере услуг, на государственной службе. Сможет, захочет – возьмёт больше, нет – насильно мил не будешь. Невозможно обучить того, кто сопротивляется, кто не понимает ценности знания.


Но начинать надо с себя. Быть современным учителем – значит уметь учиться!

Комментарии

1 • 7 июля 2014 13:52 • в
От: Ольга Т. - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Моя дочка долгое время хотела стать педагогом. Собиралась в этом году уходить из 9 класса в колледж педагогический. Еле уговорила ее остаться в школе и получить там среднее образование.
Только вздохнула с облегчением - так она мне вчера и говорит: "Мама, я тут с одной женщиной договорилась, что летом буду ее сыновей по русскому подтягивать и взамен брать уроки вокала у мамы мальчиков".
Не оставляет она желания учить кого-то... может. в самом деле призвание?..
2 • 7 июля 2014 14:14 • в
От: Учитель - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Ольга Т.,знаю, что в Москве педагогические колледжи закрывают - перебор с учителями. Года два назад Медведев озвучил цифру: нужен 1 млн учителей (из расчета 1 учитель на 25 учеников), а у нас 1 200 000, двести тысяч человек "лишние"...

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Если расходы государства равны доходам, то такой бюджет называется?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги