Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Школа молодого педагога » Атмосфера на уроке

Атмосфера на уроке

Атмосфера на урокеАтмосфера на урокеКогда ребенку комфортно? Безусловно, в  случае, если он чувствует себя в безопасности. Кто ее должен обеспечивать? В первые дни (месяцы, годы) жизни, конечно, родители. Однако, чем старше становится человечек, тем большее количество взрослых, от которых зависит комфорт, его окружает. Неприятие старшего, страх, беспокойство негативно влияют на способности ребенка к восприятию, анализу, усвоению информации; просто отбивают желание участвовать в процессе.

Безопасная атмосфера на уроке



Чем характеризуется безопасная атмосфера? Конечно же
• наличием взаимного уважения между наставником и воспитанниками, между самими детьми (подробнее – О взаимном уважении);
• участием в ее создании и разумной поддержкой со стороны семьи (которая заключается, прежде всего, в выявлении проблем разного характера, оставшихся не замеченными учителем, а не ограничивается покорной сдачей денег на родительском собрании);
• возможностью прямо высказать свое –  вероятно, не совсем общепринятое – мнение (например, путем звонка на горячую анонимную линию или написания сообщения в предназначенный для этого «почтовый ящик», висящий в школьном коридоре);
• недопущением разного рода издевательств (моббинг, буллинг) над «нетакими» детьми; в последнее время – в уме не укладывается – уже и над учителями;
• уверенностью ребенка в том, что он небезразличен, и том, что ему рады и готовы помочь, если возникает такая необходимость (пусть даже вопреки его воле) Иногда ученик (студент) сам не осознает открывающихся перед ним перспектив при условии подавления нерешительности, лени, страха. Как показывает опыт, при желании и непоколебимом энтузиазме, Педагог способен открыть в  «жертве» способности, о которых та даже не подозревала. А дальше – всевозможные гранты и учеба в престижнейших заведениях;

А также в установлении жестких правил в отношении того, какие действия в классе желательны, какие – недопустимы; о соответствующих им вознаграждении и  наказании. Желательно, чтобы эти правила были универсальными, то есть применимыми не только в пределах класса. Умение четко и грамотно излагать свою мысль, бережно относится к чужому имуществу, подавать руку помощи оказавшимся в беде являются обязательными для любого уважающего себя и окружающих человека.

Нужно помнить, что более эффективными оказываются правила, настраивающие на позитивный лад, служащие руководством к действию, а не сосредоточенные на последствиях. Например, фраза «Ребенок должен молчать, когда что-то рассказывает взрослый» сработает лучше, чем «Не говорите одновременно со старшим по возрасту»; «Приходить на занятия подготовленными» – чем «Не забывать дома школьные принадлежности» (любимая отговорка учеников, не сделавших домашнее задание).

Хорошо, когда требования составляются самими учениками и лишь подправляются учителем; просто замечательно, если их количество не превышает шести-семи: вряд ли кто-то из школьников будет заучивать длиннющий список наизусть, тем более – придерживаться всех его положений.

Классный час по правилам поведения на уроке



А доводить до автоматизма – необходимо. Уделите классный час такому времяпрепровождению. Разбейте класс на несколько команд, в зависимости от количества детей: пусть каждая попробует дать общий письменный ответ на вопросы «Как учитель должен относиться к ученику, ученик – к учителю и дети – друг к другу?», «Что делать, если возникает конфликт?», «Можно ли его предотвратить, каким образом?», «Красиво ли жевать на уроке, пусть только резинку? А гулять по классу?», «Должен ли ребенок рассказывать классному руководителю о происходящем в коллективе?» (последний, по-моему, самый сложный)

 В Америке никаких проблем не возникло бы: там понятия честности и правдивости  полностью совпадают, школьники  с чистой совестью и полной уверенностью в своей правоте докладывают лектору о пользующихся шпаргалками, ректору – о «возмутительном» поведении преподавателя, не заметившего (без кавычек) этой самой шпаргалки и т.д. У нас же вышеупомянутые термины несут совершенно другую смысловую нагрузку: сообщивший о некоей информации, не предназначенной, по мнению большинства, для ушей преподавателя, рискует навсегда заработать статус изгоя в классе. А информация эта, учитывая непредсказуемость «тонкой»-не-всегда-предсказуемой-детской-души, может быть самой неожиданной. Так, в беседе с первой учительницей сына, человеком, которого сам Бог выбрал на эту роль, не иначе, узнала о рассказанном как-то ей детьми: второклассник, возмущенный незаслуженным, по его мнению, замечанием в дневнике, пришел в школу с топором в портфеле и твердым намерением разобраться с обидчицей. Как вести себя в подобной ситуации? Объяснять, что «ябедничать» – не хорошо?!

Внимательно изучите детские ответы. Попросите команды обосновать свою точку зрения перед соперниками. Поддержите тех ребят, кому слова даются с трудом: возможно, им будет легче отличиться в индивидуальной работе. В частности, смогут ли они легко отделить «хорошие поступки» из предложенного вами списка от «плохих» (задача не такая простая, как кажется на первый взгляд: правильно ли отдать голодному товарищу бутерброд, если мама строго-настрого приказала съесть его самому?; нужно ли рассказывать учителю, что списавший контрольную работу получил оценку выше того, кто решил ее сам, и т.д.).

Объясните свою точку зрения, подробно – если не согласны с вариантом учащегося.  Прислушайтесь к мнению других детей – оно может оказаться удивительным и даже вписать особую страницу в летопись класса (таковая, кстати, тоже не помешает мечтающим о создании атмосферы комфорта в коллективе).

Творческая атмосфера в классе



Атмосфера на урокеАтмосфера на урокеПриложите все возможные условия, чтобы ваши подопечные почувствовали себя бригадой: определите им цели, которые они смогут достичь только вместе; давайте как можно больше групповых заданий; периодически сменяйте партнеров по проектам, объединяя в одну группу активных, застенчивых и предпочитающих отсидеться в сторонке. Поручите первым распределение задач таким образом, чтобы каждый отвечал за определенный этап.
Рискните назначить главным отстающего: вдруг ему понравится эта роль?!

Стимулируйте всячески взаимовыручку и готовность брать на себя ответственность за чужие ошибки (необходимое качество для того, кто претендует в перспективе на руководящие должности или мечтает о собственном бизнесе). А таких уже в начальной школе –  немало. Точно больше, чем будущих космонавтов.

Награда, особенно в младших классах, должна быть видимой: каждая команда может иметь свой стенд с наклейками. К вручению сладких призов стоит подключить родителей: праздник станет веселым и интересным для всех.

Разнообразьте инструменты, которые используются для формирования благоприятного климата. Первоклассники с удовольствием поучаствуют в создании зеленого уголка и уходе за мелкими животными, в ярмарке рукодельниц и мастеров (собранные средства могут быть направлены в фонд поддержки детей с особыми потребностями). Такая практика имела место в школе, где учился мой сын. Старшие школьники – разделят музыкальное хобби или обменяются впечатлением о прочитанном модном романе, присоединятся к дискуссии на злободневную тему, словно невзначай спровоцированную учителем, организуют поэтический вечер, концерт оркестра или съемку видео, которым обогатят коллекцию YouTube.

Внимательно наблюдайте за взаимодействием учащихся в аудитории; не занимайтесь моральным насилием, подсаживая закоренелого двоечника к победителю всех возможных олимпиад, каким бы соблазнительным такое соседство вам ни казалось (вероятность, что эти двое поладят, существует, но является очень уж незначительной; а вот нервный срыв у кого-то может случиться, а мы ведь стремимся к покою?!)

Начинайте любой день с позитива – даже если первый урок – контрольная работа. Выделите буквально пять минут на то, чтобы дети успели поделиться друг с другом и вами удивительным событием, происшедшим с ними вчера.

К проверке знаний они – в любом случае – готовы либо хорошо, либо никак.
Возможно, радость за себя или  – еще лучше – за друга поможет подсластить пилюлю?

Комментарии

1 • 1 февраля 2014 12:42 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Из всего двумя руками за - только за жестко очерченные и понятные правила. Человек ощущает себя защищенным тогда и только тогда, когда может (думает, что может) предвидеть (прогнозировать) свое будущее. Во всех остальных случаях тревога, вызванная неопределенностью, разрушают паутинку счастья и не дают ей "окуклить" человека.
А ребенок - это ведь т.ж. больше человек, чем ученик!

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Если расходы государства равны доходам, то такой бюджет называется?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги