Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Школа молодого педагога » Как укротить строптивых

Как укротить строптивых

Молодому педагогуМолодому педагогуПочему так важна дисциплина на уроке? Ответ, кажется, очевиден: без осознания правил корректного поведения – в классе, на улице, в общественном месте, даже просто наедине с собой – достижение личностного роста и профессионального успеха не представляется возможным. Несвоевременные шутки, превращающие аудиторию в подобие цирковой арены; проявления агрессии по отношению к соученикам или преподавателю; выкрики с места; срывы уроков, в том числе за счет непрекращающихся разговоров и хамских выходок; невыполнение заданий, запугивание отличников с целью либо унизить, либо получить доступ к домашним работам  сводят на нет попытки учителя создать в классе атмосферу безопасности и комфорта. А без последней – мы уже об этом говорили – невозможно сделать процесс получения образования качественным; труд педагога – имеющим смысл.

Превентивные меры – как установить дисциплину на уроке


Лучший способ избежать подобных проблем – расставить все точки над «і» при знакомстве с классом. Обычно, именно это происходит с шестилетками, переступившими школьный порог первого сентября. Но даже малыши время от времени сталкиваются с другим педагогом (например, на уроке пения или в случае замены по причине отсутствия постоянного учителя); каждый из них имеет собственные специфические требования и свое представление о здоровой рабочей атмосфере.

Ожидания учителя должны быть сразу донесены до детей и восприниматься ими однозначно. Понятно, что они – ожидания – не могут быть одинаковыми для учеников начальной школы и студентов университета (предполагается, хотя не всегда подтверждается практикой, что вторые - достаточно сознательны). На первых же стоит потратить классный час: пусть малыши сами предложат свое видение хорошего и плохого поведения; договорятся между собой, как будут объединяться против обидчика, если таковой объявится; что сделают, если у них попросят списать задание или, например, обмануть учителя, убедив его в том, что он ничего не задавал?!

Учитель должен помнить, что до определенного возраста дети склонны повторять кажущиеся им смешными действия сверстников (гримасы, шалости; имитация жужжания, мяуканья или кукареканья). Лучшей реакцией на демонстрацию специалисты считают ее игнорирование; умение оставаться спокойным в центре урагана. Но, вероятно, ученики просто устали и нуждаются в разрядке: можно уделить пару минут и устроить соревнование под лозунгом «Кто мычит лучше всех?» (главное, чтобы взрослый не сильно увлекся и не победил).
Создание атмосферы взаимоуважения и взаимопонимания пресечет на корню любые попытки детей перетянуть канат на себя.

Нарушения дисциплины на уроке

Разговоры и болтовня

Непрерывные разговоры, способностью к которым отличаются отдельные «элементы» независимо от того, к какой возрастной категории они относятся, легко останавливаются повышением голоса обычно уравновешенного учителя. Говорю не о крике на виновника, а просто о некотором дополнительном напряжении голосовых связок. Кстати, неожиданным и действенным может оказаться и снижение тона: пусть попробуют разобрать объясняемое шепотом.

У меня как-то была подобного рода ситуация с «четырьмя мушкетерами», неплохими, прямо скажем, студентами с общим «диагнозом» – хроническим недержанием словес. Я пробовала подшучивать, неожиданно замолкать, просила продолжить мысль… Тишина восстанавливалась – очень уж, по моему мнению, кратковременная. Поэтому на очередное занятие я пришла, вооружившись четырьмя табличками с соответствующими фамилиями. Расставив их на максимально удаленных партах, разрешила студентам занять свои места. Кто-то улыбнулся, кто-то захихикал. «Герои дня», почувствовав себя в замешательстве, присмирели. Для меня занятие оказалось спокойным, как никогда. Думаю, разницу ощутили все. Поэтому в следующие несколько раз группу рассаживала староста. А три недели спустя о табличках я вспомнила, лишь войдя в аудиторию. Но они не понадобились: нарушители спокойствия и так сидели отдельно.
Возможно, им показалось, что интересной информацией могут поделиться не только они?

Игры во время урока

Не меньшим врагом дисциплины, чем болтовня, являются и игры во время урока. Нет, не только вчерашних воспитанников детского сада: выход каждой новой революционной модели телефона или навороченного гаджета способен сорвать не одно занятие у самого гениального учителя. Конфискация (временная, конечно) – не выход… Пару раз не выдерживала и отбирала, оставляла у себя на столе. Потом забывала и мучилась: забрал ли великовозрастный ребенок свою новую игрушку?! А вот запрет на любые не имеющие отношения к дисциплине предметы на парте – вполне логичное и уместное требование.

Практические методы поддержания дисциплины на уроке


Молодому педагогуМолодому педагогуКакие методы могут быть использованы для достижения поставленной цели? Прежде всего, поддерживающая дисциплина, дающая студенту альтернативу. Например, не выдворять решившего вдруг прогуляться из класса, а предложить выбор: «Займите свое место или я буду вынужден(а) задержать весь класс после урока из-за потраченного впустую времени»; дать время на выполнение распоряжения; возможно – если остальные начнут роптать – объяснить, что не видите другого выхода. Часто проявляющие неуважение к учителю не позволяют себе вызывать недовольство учеников.

Хорошо зарекомендовал себя и косвенный контроль, выражающийся в использовании невербальной коммуникации для предотвращения деструктивного поведения и поощрения сосредоточенности (когда класс уважает педагога, ему бывает достаточно поднять брови, чтобы в аудитории восстановилась тишина; думаю не ошибусь, если отнесу сюда же умение держать паузу).

Некоторым ученикам (студентам) проще придерживаться дисциплины в случае осознания серьезности последствий при выявлении нарушений; утверждения преподавателем своей власти; четкого понимания соответствия наказания проступку. В американских школах применяется тайм-аут, а в тяжелых случаях – отстранение от занятий. Последняя форма наказания тщательно прописана в статутах каждого учебного заведения США, она имеет основной целью дать возможность «штрафнику» обдумать свое поведения в отрыве от коллектива, продолжая занятия дома и сдавая пропущенный материал экстерном. Метод «выйди из класса!» применяется в российских и украинских школах нелегитимно, и часто связан вовсе не агрессивными проявлениями, а с отсутствием у школьника «подобающего» внешнего вида или медицинской справки. В уставах образовательных учреждений на постсоветском пространстве прописан пункт об отсутствии права у преподавателя выдворять дебошира из учебной аудитории. Требуется переключение его внимания на какое-либо индивидуальное задание.

В особо сложных случаях – такие редко, но по разным причинам встречаются, думаю, в практике любого преподавателя – стоит  обсудить проблему с коллегами, школьным психологом, родителями (даже если «бунтарь» заканчивает в этом году ВУЗ). Возможно, у такого поведения есть объективные, но глубоко скрытые причины (их необходимо выяснить, возможно, благодаря письменному изложению); помочь разобраться с ними – прямая задача всех вышеупомянутых.
Основным результатом такой встречи должно стать осознание учеником своих ошибок, недопустимости их повторения; выработка конкретных рекомендаций по исправлению ситуации; обеспечение обязательности их исполнения.

Можно ли выставлять из класса? Мне всегда виделась в такой мере некая доля признания собственного бессилия. Если уж нервы совсем сдали, то отправить следует точно не шататься по коридору, а в кабинет директора, например: малоприятная процедура даже для отъявленных бездельников; особо агрессивных лучше туда сопроводить, назначив ответственного за дисциплину  – на несколько минут – кого-нибудь из остающихся. При этом не будет лишним напомнить о том, что домашнее задание никто не отменял, а всё прослушанное становится неотъемлемой   частью самостоятельной работы.
С проверки успешности выполнения и того, и другого можно начать следующий урок. 

Что еще должен делать учитель, чтобы диалог с классом оказался максимально конструктивным? В первую очередь, заинтересовывать происходящим (но об этом я уже писала); соблюдать дистанцию – и эмоциональную, и физическую. Предотвращать все возможные попытки неадекватного поведения: идя, в частности, на групповую экскурсию, наиболее непредсказуемых постоянно держать в поле зрения; поручить им заранее какое-то задание (например, фотографировать происходящее). Не превращать урок в бесконечную нотацию с пеной в уголке рта: сделать замечание его заслужившему и тут же переключить внимание на других детей. Действует как холодный душ. Ребенок должен понять раз и навсегда, что его попытки вывести учителя из себя изначально обречены на провал. Позвольте ему в этом убедиться.

Максимально настраиваться на позитивный лад. Не злоупотреблять, но и не игнорировать примеры успеха реальных личностей (важно уметь связать достижения со способностью, если не учиться с утра до ночи, то хотя бы сосредоточиться на достижении цели). Ставить «СТОПы» (термин, присущий скорее фондовому рынку, прекрасно срабатывает в классе, который пора усмирить). В качестве такого сигнала может быть использована поднятая  рука, указка, для младших – яркая табличка; для футбольных фанатов – желтая или красная карта.

Уметь выступить арбитром в случае возникновения спора: совершенно не обязательно виновен тот, кто попал под горячую руку. Награждать за хорошее поведение, например, свободным временем, «веселой пятиминуткой» – работая продуктивно, дети позволят выкроить такой промежуток.

И не бояться. Трудно представить себе ребенка, которого не удастся убедить, если не принимать все происходящее исключительно на свой счет; быть последовательным и настойчивым. Победа не заставит себя ждать.

Нелегкая, она окажется вдвойне приятной.

Комментарии

1 • 12 января 2014 18:38 • в
От: Наталия - статус: Пользователь offline (статей: 198, комментов: 27, группа: Главные редакторы)
Фото
Выставить за дверь нарушителя дисциплины
В российских школах это запрещено в административном порядке. Что греха таить, часто учителя пользуются таким методом, но толку чуть, а потом преподавателя ругают (вплоть до объяснительной), почему ребенок шатался по школе во время урока...
2 • 1 февраля 2014 12:39 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Видел преподавателей, которые так вели свои занятия, что в классе было слышно как комар летает, и пот по спине течет. У них проблем с дисциплиной не было, т.к. ученикам не было времени ни отвлекаться, ни тем более шутить. Все когнитивные процессы аудитории были направленны на впитывание таинства знаний! А проходившие мимо аудиторного помещения, будто цеплялись речью преподавателя и "зависали" выпав из повседневного мира...
Вот к чему, как по мне, нужно стремиться...
3 • 20 февраля 2014 00:03 • в
От: Елена FilPry - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 52, группа: Посетители)
Фото
Я - за конструктивное общение. Никогда не стремилась к тишине в классе - засыпала первая.
Мне были интересны вопросы и несогласия с моим мнением.

Сейчас раз в неделю хожу на лекции сама - никак не надоест учиться. Сочувствую лектору - эрудитищу и интеллигентищу. Мне все время нужно его перебить.

Наталия,
Если бы все запрещенное еще таковым и становилось...
4 • 18 апреля 2015 11:51 • в
От: Валентин Беляев - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
В финских школах в коридорах есть столы и стулья. Несколько раз видел, как преподаватель дает нарушителю спокойствия задание по учебнику и отправляет его работать в коридор. Сделает ученик задание - может приходить в класс.
5 • 23 мая 2017 16:35 • в
От: Андрей - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Можно оставить после урока и заставить 50 раз написать одно и то же слово а самому подготовить планы уроков или проверить самостоятельные в это время. В следующий раз подумает прежде чем открыть рот не в том месте и не в то время или поиграть в гаджет на уроке. И друзьям расскажет о Вас :)

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Самая северная точка земного шара?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги