Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Школа молодого педагога » Дать творчеству свободу

Дать творчеству свободу

Творить или не творить – не вопрос: без творчества мир был бы не то что тусклым – вообще застыл бы… И неважно, какой теории его происхождения придерживается читатель. Взятие обезьяной в руку – лапу? – палки явно стало новаторским поступком, то есть, опять-таки, творческим. Божественный же вариант с первых минут  воплощения исключительно на фантазии строился.

Характеристика творческого мышления


Творческое мышлениеТворческое мышлениеСогласно таксономии образовательных целей Блума, критическое и творческое мышление отвечают самому высокому уровню когнитивного развития. Соответствующие способности активируют разные полушария мозга, делая  функционирование его клеток более эффективным; помогают выработать собственный, возможно, новаторский не только для автора, взгляд на вещи, занять достойное место в конкурентной среде.

С чего начинается творчество? С воображения. Малыши постоянно им пользуются, выстраивая диалоги с любимым мишкой, приглашая кукол на званый ужин, собирая нечто неведомое из конструктора. Взрослея, ребенок не то, что утрачивает дар: испытывает стеснение и боязнь показаться смешным или просто не таким, как все. Хотя среди последних – отличных от других – сотни имен, вписанных в историю науки, культуры, бизнеса: Агата Кристи, Лев Толстой, Леонардо да Винчи, Стив Джобс.  Но творческое мышление нельзя ограничить  воображением, поскольку подобного рода работа мозга активизируется, в том числе, при преодолении жизненно важных проблем; поиске альтернатив; прогнозировании последствий. С этой точки зрения наблюдается определенная общность с критическим мышлением: одна задача решается с помощью комбинации разных инструментов.

Есть ли разница? Конечно. Она заключается в импровизации, что может подразумевать дикие с чьей-то точки зрения идеи и преимущества. Следствием   творческого мышления, возможно, в какой-то степени неожиданным, является освобождение ума от укоренившихся обычаев, норм, догм; основной характеристикой – оригинальность.

Дети по своей природе – в разной степени, но все без исключения – награждены даром создания новизны, творческим мышлением. Однако школьная система редко поощряет творчество, заменяя его традиционными методами проверки знаний, подразумевающими лишь один верный ответ; рутиной, отбивающей желание учиться даже у самых сознательных. Учителей тяжело осуждать: программа жесткая, время – ограничено, а непрерванный  полет чьей-то буйной фантазии легко может превратить урок в хаос. Кроме того, любое нестандартное задание сопровождается субъективной оценкой, которая может быть в любой момент оспорена, что тоже не вызывает удовольствия у большинства преподавателей.

Методы развития творческого мышления на уроке


Смельчакам, думающим о развитии творческих способностей детей, о целенаправленном и систематически реализуемом творческом мышлении, придется готовить план урока с удвоенной тщательностью, ориентируясь на интересы слушателей; определенным образом реструктурировать его, перестраивать элементы; включать в негоТворческое мышлениеТворческое мышление 

создание ощутимого объекта: модели молекулы на уроке химии,  «поля битвы» – истории, нового вида мебели – рисования или черчения. Для выполнения конкретного задания класс желательно разбивать на группы; каждому члену поручать выполнение отдельного этапа общей работы: это поможет развить навыки видения полной картины и выделения важных деталей.
Но возможен и вариант индивидуальной работы. Большинству детей при изучении Древнего Египта будет интересно сделать «глиняную» дощечку из муки с солью и скопировать иероглифы; Греции – слепить амфору; физики – замкнуть цепь и заставить зажечься лампочку;

работу с шаблоном (изучив примеры конституций разных стран написать собственную; сделать подобное со школьным уставом);

разные виды открытой деятельности, предусматривающие многовариантность ответов или последствий тех или иных действий;

чередование стилей обучения (аудиальных, визуальных, кинестетических); такой подход заставит не только напрягать разные органы чувств, но и давать равные шансы ученикам, имеющих склонности к тому или иному типу восприятия информации;

креативный «мозговой штурм». Этот путь развития творческого мышления подразумевает решение задачи группой. В качестве примера можно предложить создание чего-то нового из подручных материалов – скрепок, карандашей, линеек; принесенных из дому зернышек, запчастей от некогда любимых игрушек, резиновых перчаток. Реализованную идею необходимо будет отстоять: по-настоящему творческие люди редко обладают врожденным коммерческим талантом; умению убеждать (не будем излишне скромными, и продавать) нужно учить настойчиво и старательно; классный час для этого – самое подходящее время;

•  устранение проблем – между друзьями, в классе, обществе; результатом может стать сочинение (эссе) о важности и способах борьбы с наркотиками, причинах и последствиях торговли людьми, буллинга в школе. Лучше, когда каждый ребенок сам определяет тему, которая волнует его, однако, возможен вариант, что вопрос – один на всех – поднимется учителем: тогда появится возможность сопоставить разные точки зрения;

• осуществление нестандартного выбора (например, материала для дома; покрытия для дороги; источника электроэнергии); обоснование преимуществ и недостатков альтернативы и т.д.;

доказательство противоположного (любви к математике, бегу на длинные дистанции, прыжкам с парашютом; неприятия сладкого, компьютерных игр, футбола);

• попытки оригинального осмысления устоявшихся понятий: применения кубизма – к тригонометрии; логики – к  сольфеджио (последнее опробовала на себе). Оказалось, что мелодический и гармонический мажор прекрасно можно построить ничего не понимая в музыке, ограничившись математикой. Вероятно, это хорошо известная истина, но двух преподавателей теории музыки я удивила, и даже озадачила;

Творческое мышлениеТворческое мышление•высвобождение эмоций: на бумаге, в пении, театральной постановке;

• ведение собственных информационных блогов, создание групп по интересам в сети. Интернет дает возможность заявить о себе, рассказать о своих увлечениях, реализовать совместный проект, предложенный преподавателем (молодежной организацией, популярным журналом);

восприятие ошибок как опыта, возможности усовершенствоваться, а не в качестве провала и позора; неудача должна стимулировать дальнейшие действия, а не желание покончить «с  этой глупостью» раз и навсегда;

поощрение здорового любопытства (в частности, не касающегося личной жизни преподавателя). Например, в классе можно открыть детективное агентство; поставить перед ним цель, разработать инструкции; продумать  ключи (они могут содержаться в правильных ответах), которые помогут найти нужную информацию (или приз – для младших школьников). Подобные задания могут задумать и реализовать сами дети, предварительно разбившись на команды и подготовив все необходимое. Кстати, в найденных записках могут содержаться новые слова на иностранном языке – после удачной охоты они, наверняка, запомнятся лучше;

предоставление возможности угадать: тему урока, персонажа, историческое событие. Для этого характерные атрибуты, детали, фотографии можно поместить в мешок или коробку – вероятно, сделанную детскими руками – и по очереди доставать. Первому, выкрикнувшему  правильный ответ, можно предложить придумать задание на следующий урок;

презентация предмета (героя, эпохи, отдельных периодов войны) учениками. Дети могут воспользоваться принесенным из дома реквизитом, картами, флагами, книгами, собственными рисунками для убеждения в правильности своих выводов товарищей;

использование … знакомых всем игрушек для практического закрепления теоретического материала. Машинки могут быть помочь продемонстрировать действие потенциальной и кинетической энергии (особенно сложный момент для девочек); воздушные змеи, летающие высоко в воздухе – наглядно показать ветровые течения и сопротивления воздуха; лодки – силу натяжения воды и т.д.;

организация диспута на тему «Что, если?»… Что, если люди смогут летать? В мире воцарится справедливость? Робот начнет управлять человеком? Что, если в нашей жизни не останется места творчеству?!

Развитие творческого мышления – путь извилистый и каменистый. Но цель – очевидна: повышение самооценки учащихся, гордость за свои успехи;  создание атмосферы безопасности и комфорта,  а также команды, готовой противостоять сложностям;  исключение возможности появления изгоев.

Вот дисциплины хорошей, правда, пообещать не могу.
Над ней придется дополнительно поработать.

Комментарии

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Сумма тридцати двух самолетов и такого же количества пилотов равна
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги