Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Проблемы образования » Не чувствовать себя лишним

Не чувствовать себя лишним

Инклюзивное образование является стратегией,
обеспечивающей достижение конечной цели –
формирование инклюзивного общества.
Сью Стаббс, специалист по работе с инвалидами

Инклюзивное образованиеИнклюзивное образованиеЯ сразу не поверила своим глазам, столкнувшись в дверях библиотеки Кентерберийского университета со студентом с явными признаками синдрома Дауна на лице. И, буквально через пару минут, с другим молодым человеком, лишенным зрения, который брал, как понимаю, специально для лиц с такой потребностью предназначенные книги. И совсем уж впала в ступор, когда в столовой, сравнимой по нашим меркам с очень неплохим рестораном, увидела девушку в инвалидной коляске; скованная болезнью, она самостоятельно была не в состоянии даже кушать. Кормившую  ее с ложечки молодую женщину я поначалу приняла за сиделку; быстро поняла, что ошиблась, поскольку за обедом помощница оказалось другой, а на следующий день – третьей. Я не выдержала – спросила; не могла не спросить. Как выяснилось, все четверо были слушательницами одного курса; поддержку, оказываемую физически более слабой, здоровые товарищи воспринимали как нечто само собой разумеющееся.

Как передать испытанные мною в этот момент чувства? Смесь плохо скрытого восхищения, глубокого уважения, в чем-то – педагогической зависти (умеют же  воспитывать!).
И – стыда. При одном воспоминании о случайно увиденной попытке четырех мужчин затащить на шестой этаж коляску с очень крупным и не совсем юным студентом-заочником.
Высокие ступени. Узкие лестницы. Какие лифты или специализированные туалеты?!

Да и многих ли людей с особыми потребностями вы встречали в коридорах учебного заведения, где работаете?

С одной стороны, учить «не такого» дома проще: он может отдохнуть, как только почувствует усталость, или просто выбрать время для занятий, наиболее комфортное для его организма; сосредоточиться на предметах, наиболее ему близких или доступных; снизить стресс, находясь в окружении заботящихся о нем людей, и, главное, точно не будет подвергаться насмешкам со стороны, возможно, вовсе не жестоких, а просто находящихся в некоем замешательстве из-за неподготовленности ко встрече с инвалидом одноклассников. При этом, и система выигрывает:  нет ребенка, значит, нет проблемы.

С другой стороны, количество детей-инвалидов остается внушительным  во всех странах мира: в частности, в США показатель превышает 5,5 млн; в России – 550 тысяч; в Украине – 165 тысяч. При этом, как показывают исследования, преимущественное число, до 99%, таких несовершеннолетних хотят посещать обычные школы.

Инклюзивное обучение как приоритет для детей с ограниченными возможностями


Осознавая важность проблемы, защитники прав детей с ограниченными возможностями настаивают на переходе к инклюзивному образованию, предусматривающему полное включение в аудиторный учебный процесс всех детей без исключения, даже имеющих самые тяжелые формы инвалидности. Преимущества очевидны: при соответствующей предварительной подготовке детей, вливание происходит естественным образом; социализация становится более быстрой и успешной; возникают и укрепляются взаимоподдержка и взаимовыручка при сохранении уникальности способностей и устремлений каждой личности; исчезают предрассудки и негативное отношение к физическим и умственным недостаткам на всех уровнях (общества, семьи, школы); преодолевается страх и стыд, вызванные ложными табу и нехваткой объективно отражающей реальность информации.
 
Инклюзивное образование позволяет преодолеть некоторые негативные моменты, имеющие место при специальном обучении: проживание в закрытых интернатах, часто – вдали от семьи, как следствие – ослабление семейных уз, отчуждение от общественной жизни, большая вероятность нищенского существования в будущем, рост уязвимости и незащищенности, в первую очередь – среди девочек.

В то же время, к ребенку приходит понимание, что созданный дома островок безопасности – ограничен в размерах. Жизнь – штука сложная даже для абсолютно здорового; для того, чтобы занять в ней достойное место, придется много работать (класс не будет изучать язык жестов, дабы понять кого-то с недостатком слуха), приспосабливаться, выкручиваться и даже сражаться.
У кого в конечном итоге больше шансов выйти победителем – неизвестно.
 
Конечно, есть и определенные проблемы, вернее, трудности для педагога, вытекающие из необходимости приспосабливаться к нестандартным условиям. По данным Национального совета по исследованиям в области образования и подготовки кадров в Индии, например, 57% опрошенных не готовы к подобному испытанию. Сюда относятся и новые технологии, и отсутствие узкоспециализированной подготовки, и страх перед возможностью неприятия ребенка-инвалида остальными детьми, а также несколько пугающая вероятностью отрицательного его влияния на успеваемость класса в целом (в Китае учителя категорически не приемлют таких учеников, поскольку заработная плата первых непосредственно зависит от оценок, получаемых вторыми). При этом, по мнению родителей, воспитывающих такого ребенка, основной загвоздкой становится отсутствие вовсе не дорогостоящих материальных ресурсов, а специалистов, имеющих нужную квалификацию и желающих применять ее на практике.

За рубежом такая проблема решается путем
а) создания консультационных центров, сотрудники которых оказывают помощь учителям школ определенного района (в частности, объясняют, как стимулировать вербальную активность у детей, имеющих проблемы со слухом; внимание – у тех, кто медленнее остальных усваивает информацию и т.д.); 
б) привлечения волонтеров (в том числе, иностранных). Такой опыт имеется, в том числе, и в России, и в Украине.

Позиция учителя


Должен ли преподаватель уделять «отличному от других» особое внимание? Конечно. Но заключаться оно должно не в снисхождении, излишней популяризации материала или чрезмерной опеке. Конкретные требования с учетом всех физических и умственных особенностей студента должны прописываться в индивидуальных планах; становится неотъемлемой частью рабочей программы (в соответствии с практикой ведущих университетов, регулярно публикующих свои силлабусы). Кстати, количество студентов с ограниченными возможностями повышает рейтинг ВУЗа, как, к примеру, и численность иностранцев, в нем обучающихся. Эту тонкость  вполне могут взять на вооружение и использовать в качестве своего конкурентного преимущества  наши молодые люди, имеющие физические и умственные проблемы, однако, не опускающие руки и  настроенные на борьбу за грант на обучение за рубежом.

Поддержка учителя играет важную роль в поощрении повышения успеваемости, в стирании грани между здоровыми учениками и теми, кто в силу объективных причин не может отнести себя к этой категории.
 
Бывают ли случаи «неподдающихся»? Безусловно. Чаще невозможность влиться в коллектив, по моему мнению, связана больше с психическими отклонениями, чем физическими. Мне приходилось сталкиваться за годы работы лишь с тремя представителями последней категории. Все они отличались просто невероятной уверенностью в себе и целеустремленностью; двое уже на четвертом курсе активно строили карьеру; одна девочка заканчивает магистратуру в Берлинском университете.

Что же касается учащихся, требующих постоянного наблюдения у психиатра… В школе, где учился мой ребенок, для таких создавались отдельные малочисленные группы (не более трех человек; типичный пример интегрированного образования). Считаю, подход себя полностью оправдывал: класс не страдал от регулярных неадекватных выходок; проблемный ребенок получал больше внимания и лишался возможности НЕ  УЧИТЬСЯ.

Точно знаю, что имели место случаи, когда год-два спустя «отлученный» возвращался совершенно преображенным и становился равноправным членом коллектива. Таким образом, подтвердилось предположение: задержки в развитии могут вызываться различными факторами и быть кратковременными. Программа инклюзивного образования, которое включает (не путать с «ассимилирует»!) в процесс не только всех без исключения детей, но и учитывает малейшие нюансы их состояния (физического, эмоционального, психологического), а также особенности среды, где они воспитываются, подходит для этого как нельзя лучше.

Реализация принципов гуманизма и доступности образования


 Каким образом можно поддержать инклюзивное образование?
Путем
• формирования позитивного отношения детей друг к другу (на первых порах может существовать определенное отторжение и не только со стороны большинства; со временем адаптировавшийся инвалид, осознав себя равноправным членом общества, может стать надежным помощником другим детям с подобными проблемами);
• осознания всеми уникальности каждой личности; понимания, что дети с ограниченными возможностями имеют те же права, потребности и устремления, что и остальные. Система донесения информации должна существовать и эффективно действовать на всех уровнях: индивида, семьи, общества;
• недопустимости дискриминации, в частности, при приеме в детский сад или школу по результатам медицинского обследования;
• обеспечения возможности безопасного беспрепятственного попадания ребенка с особыми потребностями в учебное заведение; комфортного его там нахождения;
• включения малыша в образовательный процесс в как можно более раннем возрасте (оптимально – от нуля до шести лет); именно этот период определяет все дальнейшее развитие;
• обязательной специализированной подготовки преподавателей;
• всемерной и всесторонней поддержки соответствующей политики и образовательной реформы на самом высоком уровне; поощрения учителей-энтузиастов; организации и поддержки пилотных школ; обмена опытом.

Работа должна быть проведена нелегкая и кропотливая; сопровождаться внесением серьезных изменений в законодательство, в материально-техническую  и теоретико-педагогическую базу.
Но это – ради детей.
В этом случае любые затраты – оправданы.


Теги:

Комментарии

1 • 28 декабря 2013 11:43 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Так и "вижу" школы, вузы, техникумы, которые перестраивают свои лестницы, аудитории, столовые, лифтовые шахты для обеспечения комфортного доступа "особым" ученикам-слушателям.
Например, Барселона признана городом номер 1, по критерию "удобство жизни людей с ограниченной подвижностью". Так концепция городских улиц и построек закладывалась еще в начале ХХ века. У нас же, как мне кажется, пример Древней Спарты - находит больший отклик в душах налогоплательщиков, власть имущих, деньги распределяющих и т.п. представителей HS, чем гуманизм.

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Сумма тридцати двух самолетов и такого же количества пилотов равна
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги