Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Школа молодого педагога » Когнитивные способности и их развитие

Когнитивные способности и их развитие

Когнитивные способностиКогнитивные способностиКак точнее определить понятие «когнитивное развитие»? Думаю как стратегию, направленную на выработку и закрепление у ребенка навыков восприятия, обработки и осмысления информации. Чем более благодатной оказывается почва, на которую падает семя, тем ярче выраженными в дальнейшем окажутся способности к изложению мысли устно и на бумаге, изучению иностранных языков, чтению, математике; надежней – краткосрочная и долгосрочная память; несокрушимей – логика; как следствие – более эффективной работа мозга и успешной – социализация личности.

Проблемами когнитивного развития занимаются психологи и неврологи; и те, и другие дают рекомендации, в основном, для детей от нуля до пяти-шести лет. Но изменение статуса на «школьник» вовсе не означает остановки познавательного процесса; не отменяет необходимости его изучения и применения мер к усовершенствованию.

Чем может помочь учитель? Не буду настаивать на привитии любви к чтению, слишком большое количество факторов влияют на ее возникновение или отсутствие. Но выбирать литературу вне школьной программы, поощрять и контролировать ее прочтение, устраивать коллективные обсуждения сюжета, героев и их поступков – под силу, в том числе, и начинающему педагогу. Чтение, на первых порах,-  вслух совершенствует вербальные способности, повышает скорость декодирования слов и распознания сообщений, подразумевает способность  осмыслить разницу между буквой и звуком, умение выделять из произносимой фразы знакомые слоги и выражения. Немаловажной является и функция расширения словарного запаса: с ним связано как понимание контекста, так и правильность интерпретации прочитанного отрывка.


Дети, лишенные таких навыков, читают гораздо более медленными темпами, плохо понимают смысл полученной информации; в результате не имеют возможности проанализировать и запомнить; сосредоточиться на процессе.
В свою очередь это приводит к необходимости перечитывать несколько раз один абзац; тратить впустую свободное время, которого с каждым годом у школьника становится все меньше. Неудача – демотивирует и только усугубляет проблему.

Тоже самое касается и «релевантности литературы». Я не имею в виду штудирование бессмертных трудов Дарьи Донцовой: подразумеваю подбор книг, содержание которых отвечало бы интересам конкретного малыша; вполне вероятно, среди них найдется такая, что породит поток, который трудно будет остановить (со мной в свое время случилось именно так: фактически, брошюрка – совсем не фолиант – подаренный мною мальчику на 23 февраля, словно взорвал невидимую дамбу и породил не любовь – страсть к чтению). Здесь учитель должен быть готов к неприятию авторитетов. Например, меня поразила история, когда мальчику, участнику всевозможных литературных конкурсов, постановок, студий снизили годовую оценку из-за отказа читать «Мастера и Маргариту». У него была причина – духовного плана; считаю, личность имеет право на отстаивание своих убеждений. Он предупредил, пытался объяснить, проявлял готовность прочитать любое другое произведение Булгакова – и был наказан. Мотивация ученика?! Профессионализм учителя?!

Любой прогресс в чтении желательно закреплять письменно. С этой точки зрения надежным инструментом является ведение дневника (прекрасно, если текст сопровождается яркими рисунками): дать идею может именно педагог. Идеально, если ребенок заполнять страницы будет необычным способом: «нерабочей» рукой, снизу вверх, справа налево.

Во время классного часа можно попросить детей – безусловно, только по доброй воле – поделиться с друзьями событиями наиболее интересного с их точки зрения дня. Не превращать занятие в разбор «литературных полетов», а всем вместе посмеяться или посопереживать; выяснить, почему был выбран именно этот сюжет; в конце – проголосовать за наиболее запоминающийся.

Когнитивные способностиКогнитивные способностиЕще один важный аспект когнитивного развития – владение устной речью. Вопрос, по идее, более актуальный для малышей; однако, увы, совершенно не лишний для подростков и совсем уж взрослых. Со всеми можно играть «в слова», в зависимости от возраста усложняя задания (животные, города; строки Пушкина; редкие термины); никого не оставят равнодушными «рифмы» – чем нелепей окажется коллективный результат, тем смешнее; «ассоциации» (не только словарный запас пополняет, но и воображение – мы ведь о когнитивности говорим! – развивает).

Если позволяет время, можно организовать мероприятие, нацеленное одновременно на внимание и логику (неотъемлемые когнитивные элементы). Например, предложить младшим школьникам  сказку с явными несуразностями («Красная Шапочка съела Волка», «Дядя Степа – лилипут») или предложения, со словами, которые стоит заменить («Весной птицы улетают в теплые края», «Яблоки растут на елях»). Позже с исправленными выражениями можно дружным коллективом составить занимательный рассказ. Ученики старших классов могут поломать голову над  заданиями из курса психометрии (ССЫЛКА): любое из них проверяет оба свойства мозга. Да и к выпускным поможет подготовиться.

Конечно же, хорошо развивают познавательную способность любые математические операции. Но вряд ли стоит детей сильно загружать счетом на не соответствующем уроке. А вот умение группировать по конкретным признакам, определять критерии, ранжировать в соответствии с ними - можно совершенствовать и на «русском языке». И даже на «пении» с «рисованием».

Печально, но нужно признать: с возрастом когнитивные способности снижаются. Способ борьбы – лишь один: постоянная тренировка, переходящая в привычку. Пусть даже во время езды на велосипеде, уборки комнаты или приготовления еды… Возраст исполнителя значения не имеет, как и род одновременного умственного занятия. Я, например, во время частых физиотерапевтических процедур слушаю аудио-курс немецкого языка.  Учителю в аудитории, конечно, нелегко демонстрировать нечто подобное, но натолкнуть на мысль о возможности  – ничто не мешает.

Как и периодически устраивать в классе «спортивную пятиминутку»: здоровый ум предпочитает крепкое тело. Без команды мозга не поднимутся руки; ноги не сдвинутся с места. При этом, разработка новых комплексов оказывается полезной не только для физической оболочки: любая придумка требует умственных усилий, становится своего рода «качалкой» для «мышцы, которой думают»; одинаково успешными оказываются упражнения как крупной моторики (прыжки, наклоны, игры с мячом), так и мелкой (лепка, конструирование; все более популярное в последнее время даже среди мальчиков рукоделие).

Чем еще можно помочь? Посвятить часть классного часа общению детей друг с другом, еще лучше, с теми, кто не пользуется популярностью; дать им раскрыться с новой стороны: рассказать о своем хобби, поездке с родителями, домашнем питомце. На Западе подобным образом дают высказаться детям с особыми потребностями (например, больной с синдромом Туретта может рассказать сверстникам о своих ощущениях, пояснить, что его поведение – ненамеренное и причиняет ему не меньше неудобств, чем остальным). Такое «заседание» можно сделать выездным: провести выходной день всем классом в лесу, парке или на даче у одного из ребят (на самом деле, любой совместный поход – в музей, на выставку, в театр имеет выраженный позитивный эффект, поскольку дает пищу для размышлений и обмена мнениями).

Практика показывает, что подобное общение является эффективным средством коммуникации; одиночество же, изоляция – ярым врагом мыслительного процесса.

О каких еще компонентах нельзя забывать педагогу, стремящемуся помочь своему ученику максимально использовать данные природой возможности? Конечно, о способностях к критическому и творческому мышлению.

Идут ли они рука об руку? Возможно, соперничают?! Помогают друг другу совершенствоваться?
Или вообще не могут быть присущими одному мозгу?

Есть о чем подумать.
Еще одно немаловажное упражнение.

Комментарии

1 • 1 февраля 2014 12:51 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Проблема всех родителей, которые мечтают о читающих детях, в том, что они выбираю книги которые нравились им самим. Но эти книги отстают по темпу от жизни... детям они не интересны... а вот новую (современную) детскую литературу - родители не знают или не признают...
Пример: Гоголь написал "Тараса Бульбу" для взрослого читателя! В книге имеются места посвященные чрезмерному насилию (оправдано любовью к родине), неприятие жидов (на генном уровне Тараса Бульбы - объяснить он этого факта не может, но его аж воротит), нелюбовь ко всему польскому и т.д. и т.п.
В Советском Союзе книга вошла в "золотой фонд" детской литературы и изучалась в школе...
Книга шедевр - но дети его абсолютно не понимают и не известно, что запоминают из всего многообразия Гоголевских образов...
Книга хоть и проверяется временем, но не всегда отвечает требованиям времени... Дайте ребенку адекватную современности (именно его, ребенка, современности) книгу и он начнет читать. Дайте книгу из прошлого - и переживайте примет, поймет, будет ли читать дальше...
2 • 20 февраля 2014 00:09 • в
От: Елена FilPry - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 52, группа: Посетители)
Фото
Сама "Бульбу" не восприняла, хотя и росла в более близкое к Гоголю время fellow

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Острова, названные в честь собак
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги