Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Учебно-методическая работа » Научить критически мыслить

Научить критически мыслить

Критическое мышлениеКритическое мышлениеКак мы учим? В большинстве случаев доносим до слушателей мнение, которое сами считаем, пусть не совсем верным, но общепринятым. Время от времени выходим из себя, когда сталкиваемся с особо любознательным или в корне со всем несогласным. Воспринимаем незапланированную дискуссию как неуважение к себе или желание сорвать урок: отведенные минуты часто бывают слишком малочисленными, чтобы отвлекаться от намеченного плана. Другими словами, сами того не замечая, превращаем ребенка в пассивного преемника  информации.

Как следствие, школу заканчивают дети, не умеющие (и не пытающиеся) настаивать на своем; заведомо согласные с происходящим, каким абсурдным оно не являлось бы. А ведь прописных истин не бывает: меняются годами используемые правила языка; опровергаются неоспоримые еще вчера теории (не устоял даже Эйнштейн); экономические законы оказываются вовсе не такими уж действенными…

И что в результате? Неготовность большинства к анализу и оценке информации (не привитая до семнадцати лет привычка, скорее всего, не появится и в институте); невозможность найти выход из сложившейся – плачевной?! – ситуации; надежда на помощь, которая должна прийти неизвестно откуда, и одним махом все расставить по местам.
Мы – педагоги. Наша задача – предотвратить и не допустить, а значит с первых дней в школе учить критически мыслить.

Элементы критического мышления


Какие элементы включает в себя критическое мышление? Я бы выделила умение:


отыскивать релевантную информацию; выделять наиболее важные моменты. На первый взгляд может показаться несложным заданием, но только на первый: игнорирование студентами очевидной «изюмины» научной статьи не раз озадачивало… Причина, как минимум одна, очевидна: столь популярная на постсоветском пространстве форма самостоятельной работы как реферат не имеет ничего общего с научным исследованием; очень часто – увы! – заключается в элементарной компиляции логически и/или стилистически даже несвязанных между собой абзацев из работ других студентов, находящихся в свободном доступе в Сети. Подозреваю, что многие «авторы» не считают нужным даже перечитывать «шедевр», не говоря уже о том, чтобы проанализировать и вынести для себя что-то новое. Какое там критическое осмысление!;


заставлять мозг работать, концентрироваться в нужный момент над решением конкретной производственной – технической, творческой, рутинной – задачи;


находить границы допустимого. Цель оправдывает средства, но не всегда; о морали и этике не может забывать ни адвокат, ни врач, ни, тем более, педагог – ему предстоит взрастить как личность и профессионала и первого, и второго;


ощущать удовольствие от самого процесса анализа прочитанного; узнавания нового; возможности усомниться в правоте признанных авторитетов (отсутствие такой склонности приводит, в частности, к неспособности увидеть порой явные неточности, грубые ошибки, некорректные выводы в научных трудах; в результате сомнительные определения кочуют из статьи – в статью, из диссертации – в диссертацию);


осуществлять выбор: места будущей учебы или отдыха, профессии, супруга. Все это сопровождается необходимостью расставления приоритетов, разработки критериев, ответов на вопросы «Почему так или иначе?», «Какая характеристика должна быть определяющей?», «Чем готовы пожертвовать для достижения цели?» и т.д.;


контролировать эмоции, тщательно взвешивая причины и последствия возникновения; подавлять их  – эмоций – бурное проявление с помощью логических рассуждений. Есть ли смысл нервничать, если ничего не исправить? И, наоборот, когда шанс имеется – чаще всего именно так и бывает – почему бы не сосредоточиться на этом?;


аргументировать, отстаивать свою точку зрения, даже если придется доказывать, что скорость полета крокодила выше, чем у сверхзвукового «Конкорда» (на способности принять подобные факты за истину строятся многие экзамены в зарубежных ВУЗах, в том числе – психометрический тест;


воспринимать контекст, улавливать исторические стилистические языковые культурные особенности написания; подчеркивать – в прямом смысле – слова и фразы (новые; неожиданные; затронувшие; поразившие);


задать вопрос – себе, педагогу, автору нашумевшей статьи. Спонтанный или хорошо обдуманный – не имеет принципиального значения.
Я всегда поощряла такую активность: вопрос может оказаться как чрезвычайно наивным, так и удивительно глубоким, вплоть до необходимости обратиться к дополнительным источникам информации.
И в том, и в другом случае ответ на него запомнится студентом о-о-очень надолго.

Формирование критического мышления


Критическое мышлениеКритическое мышлениеКак поощрять и развивать критическое мышление у школьников? Прежде всего:


демонстрировать собственные навыки критического мышления (в том числе, адекватную реакцию на несогласие, сомнение, скептицизм; интуитивный метод решения задачи – возможно, это новое слово в математике)  во время лекции, семинарского занятия, урока; думать вслух: вдруг кто-то поймает на несоответствии?


предлагать детям самостоятельно продолжить незаконченную вами фразу; попытаться связать два события, предугадать возможность их развития в негативную сторону; позитивную;


• вслух признавать свою озадаченность, удовольствие от неожиданности глубины вопроса и предвкушения следующего;


•  поощрять всемерно активность; давать время на обдумывание проблемы и формулировку идеи; настаивать на развернутых обоснованных ответах, наложить табу на использование «да» и «нет»; провоцировать дальнейшее развитие мысли: «Всегда ли такая точка зрения является правомерной?», «Какие последствия имела бы подобная ситуация в прошлом веке?»


стимулировать групповую дискуссию: мнений часто бывает гораздо больше, чем людей, в ней участие принимающих; будьте максимально терпимы: в споре, как показывает практика, побеждает вовсе не больше всех знающий и правильно рассуждающий. Более того – бурные дебаты могут привести к серьезному конфликту, а значит, придется искать компромисс, но ни в коем случае не виновника;


просить учащихся фиксировать свои мысли на бумаге: прочитанное часто порождает новые идеи; заставляет переоценить ранее высказанное. Давать возможность детям обменяться творениями, поделиться взглядами, обосновать свою правоту;


• равномерно распределять в группе задания, заставлять презентовать результаты так, чтобы не оставалось неохваченных и в уголке отсидевшихся;


склонять к анализу – поступков известных личностей, выводов ученых, примеров, являющихся классикой того или иного жанра;


учить творчеству – в музыке, рисовании, рукоделии, письме… или сборке собственного компьютера;


ставить студентов на место литературных героев: чем мог бы закончиться роман «Анна Каренина», если бы действие происходило в наши дни?


заставлять отстаивать несвойственную точку зрения: болельщика «Зенита» убедить в преимуществе «Спартака»; восхититься вкусом блюда, к которому чувствует отвращение; воспеть произведение, вызвавшее сомнение в адекватности автора;


просить оценить достоверность полученной информации: рекламной, политической экономической: насколько соответствует услышанное представлениям учащегося и правде жизни?


Эту же информацию можно предложить ранжировать по определенному критерию (составление списка – покупок, срочных дел, кандидатов – часто оказывается нелегкой, но серьезно облегчающей жизнь задачей);


• «назначить» ученика конкретным историческим (политическим) деятелем; дать ему возможность описать один день жизни. Чем будет заниматься? Чего делать нельзя? Почему?


развивать умение делать выводы («Ваня сегодня опоздал» – что из этого можно заключить?); связывать причину и следствие;


играть – как же обойтись без игр? Устраивать шахматные баталии, собирать паззлы, разгадывать, еще лучше – составлять – кроссворды (на заданную тему; с новыми иностранными словами; проверяющие умение оперировать цифрами и т.д.) Оформленные по соответствующим правилам, после проверки учителем, они вполне могут быть выданы классу для проведения самостоятельной работы.

Знатоки советуют также научить детей задумываться  о собственных убеждениях и привычках. Я бы не была слишком уж настойчива.
Каждый для самого себя – бесконечный загадочный мир, в котором так легко заблудиться.
Готовы ли мы воспринимать его критически?

Комментарии

1 • 28 декабря 2013 11:53 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Как по мне, так лучше научить мыслить ПОЗИТИВНО!!!!
2 • 28 декабря 2013 20:40 • в
От: Наталия - статус: Пользователь offline (статей: 198, комментов: 27, группа: Главные редакторы)
Фото
Мыслить позитивно - это прежде всего чувствовать себя позитивно, как говорится "в здоровом теле, здоровый дух!"
Аналитическое мышление строится на алгоритмизации процесса, и не несет в себе позитивно-негативных эмоций, все зависит от носителя fellow

А чтобы мыслить ПОЗИТИВНО, наверное, применима другая поговорка "меньше знаешь, лучше спишь" tongue
3 • 30 декабря 2013 22:11 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
В моем окружении "...крепче спишь..."
А вот, что первично тело или дух - это как с яйцом и курицей. Одно факт при не правильном мышлении любые алгоритмические построения могут привести к угнетенному состоянию. Это как со стаканом...
Поэтому - лучше проигрывая в умозаключениях, выигрывать в их интерпретации, с точки зрения позитива, а не логики...
4 • 8 января 2014 14:09 • в
От: Елена FilPry - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 52, группа: Посетители)
Фото
Цитата: ScavR
мыслить ПОЗИТИВНО

Не конкретно комментатору: ненавижу это слово в контексте "я вся такая позитивная!". Хотя понимаю, что речь не о том, но все равно, НЛП попахивает.
Наверное, действительно, творческим, в стол пишущим, например, можно и обойтись. Тем, кто на серьезную карьеру настроен - увы.

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Как называется учебное заведение для подготовки священников?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги