Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Школа молодого педагога » Нужен ли учителю учитель?

Нужен ли учителю учитель?

Кто умеет – делает;
кто не умеет – учит;
кто не умеет учить – учит, как надо учить
Бернард Шоу

Учитель для учителяУчитель для учителяСопротивление. Именно так часто можно охарактеризовать отношения в цепи «учитель - методист». Ситуация вполне объяснима: ворох инструкций, часто противоречащих друг другу, предписывающих переделывать учебно-методические комплексы без осознания логики осуществляемых действий (причем, обеими сторонами); затраты времени и нервов на работу, на первый (и не только) взгляд, далекую от процесса «сеяния разумного, доброго…» – не может не вызывать раздражения вплоть до разочарования в профессии.

С другой стороны, методисты часто принимают в штыки сопротивление преподавателей; настаивают «на букве закона», возможно, не понимая особенностей дисциплины; руку помощи заменяют  на карающую длань, вселяющую ужас.

Хотя, на самом деле, именно методист должен стать энтузиастом, вдыхающим новую жизнь в учебный процесс, поскольку, чего греха таить, многим учителям свойственно со временем расслабляться, почивать на лаврах, обходиться наработками прошлых лет, если не десятилетий. Методист может обеспечить объективный «незамыленный» взгляд на ход урока  в целом, ведь, если быть до конца откровенным,  немногие преподаватели задумываются над тем, как воспринимается их манера вести занятия учащимися.

В моей практике было два ярких эпизода, связанных именно с таким взглядом. О первом я уже упоминала; помнится меня тогда еще обуял ужас по поводу того, что я могу выглядеть со стороны подобным образом, так как тоже предпочитаю динамичное общение.  Но не увлекаюсь ли? Не перехожу ли определенные границы?

Утешила себя тем, что, в отличие от стоящего передо мной и непрерывно восхищающегося собой лектора я не имею привычки уходить от ответа и насмехаться над незнанием слушателя. Кроме того, у меня всегда есть второй шанс: непонятое легко выявляется в процессе опроса или интерактивной лекции и разъясняется – на индивидуальной консультации.

Вторая ситуация носила совершенно иной характер. «Контролер» пришел ко мне на лекцию – что само по себе дело неслыханное (коллеги просто отказывались верить), да еще и без предупреждения. Я не испугалась: не было особо времени и… Как-то неожиданно для самой себя я испытала абсолютную уверенность, что бояться мне нечего.

Гость скрупулезно фиксировал что-то в своей тетради на протяжении всего занятия: напрягало только первые пять минут. Потом остался наедине со мной в аудитории и начался «разбор полетов».

Нужно заметить, что особо нового для себя я ничего не узнала. Так, я не зачитала план лекции – истинная правда. Но правдой является также и то, что я сделала это абсолютно намеренно: передо мной была, мягко говоря, совершенно неподготовленная аудитория, отличающаяся незнанием основ и нежеланием делать хоть что-то (при этом очень беспокоящаяся о возможности не получить такую незаслуженную «пятерку»; подозреваю, именно поэтому на меня посчитали необходимым наслать «такую страшную проверку»). Мне приходилось пояснять буквально каждый термин (включая, например, «инфляция» и «конкуренция» – а передо мной, между прочим, сидели не школьники начальных классов – а студенты ТРЕТЬЕГО курса; будущие социологи). Соразмерить время,  количество материала и оставить зазор для вопросов просто не представлялось возможным.

Кстати, обвинение в излишней популяризации было вторым в списке плюсов и минусов. Но что мне оставалось делать, учитывая все вышесказанное? Идти путем, проторенным моим коллегой, который сумел этим же слушателям к общему удовольствию прочитать курс «Статистика» без единой формулы? Боюсь, я еще не достигла таких высот, в чем не стесняюсь признаться. Да, разжевывала. Та, дублировала материал в электронном виде. Потом – немногочисленным желающим не испортить себе «красный диплом» – еще и на консультации. В конце семестра в результате узнала, что так тяжело им еще никогда не было. Комплимент?!

Должна подчеркнуть, что мой собеседник, воспитанник советской школы, по признанию многих, превосходный лектор, отметил массу положительных моментов; как более опытный, подсказал, что он изменил  бы. И в конце честно признал, что понимает, в каком сложном положении я оказалась; прекрасно осознает сложность контингента, полностью разбалованного активным ничего неделаньем: но не мог же он не отреагировать на «сигнал»…

Если честно, не люблю критики, но, когда гнев чуть поутих, испытала даже некоторое удовлетворение. И неожиданная мысль посетила, что было бы совсем неплохо, если бы такие «набеги» совершались почаще (не уверена, правда, что в высшей школе их осталось, кому совершать; методисты все чаще выполняют функции, ничего общего с профессией не имеющие).

Методист – учитель учителей - каким я его вижу? Однозначно, не монстром, внушающим ужас при одной мысли об очередной проверке (при этом неспособным объяснить, что конкретно не так в сделанном трясущимся преподавателем), а наставником, ставящим перед собой цель помочь в освоении новых методов и методик, тактик и стратегий ведения урока. Фасилитатором, содействующим  адаптации учителей к новым требованиям, предъявляемым обществом; обеспечивающим условия для профессионального роста за счет непрерывного и осознанного  повышения квалификации. Поставщиком научно-методических и информационных ресурсов; распространителем педагогических инноваций. Менеджером, ответственным за внедрение в образовательный  процесс  авторских методик, передового, в том числе зарубежного опыта, компьютерных технологий и т.д. Инициатором качественных изменений в профессиональной деятельности педагога в сторону творчества и рефлексии.

В какой-то степени – лицедеем, примеряющим на себя маску учителя. Если справится с этой ролью – может, и взаимопонимания легче будет достичь?


Теги:

Комментарии

1 • 1 декабря 2013 18:01 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
А мне кажется, что в высшей школе нужно учить не столько предмету, сколько философии данного предмета. Тогда и методист нужен будет поскольку постольку и свободы у учителя будет больше. Личность педагога первична. И от нее (личности, будут ли знания прочны и полезны, или улетучатся после сдачи зачета/экзамена.
А ни какой методист из учителя на сделает звезду. Ремесленника - да, а вот того на чьи ленты приходят - нет...
2 • 2 декабря 2013 19:13 • в
От: Елена FilPry - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 52, группа: Посетители)
Фото
Я, все-таки, за методиста. Хотя бы изредка - чтоб не заносило, дисциплинировало.

Учить философии - прекрасно, но есть угроза: в наше время, когда все больше при приеме на работе строго стандартизированные тесты используются философия может не вписаться и не дать показать ожидаемые знания.

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Самая северная точка земного шара?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги