Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Школа молодого педагога » О взаимном уважении

О взаимном уважении

Молодому учителю
Молодому учителюМолодому учителюСтать Учителем – это значит быть готовым не только передавать определенные научные, филологические или математические понятия, развивать способности и навыки, но и  – при этом в обязательном порядке – прививать учащимся моральные ценности: понимание правильного стиля поведения в той или иной ситуации; готовность к взаимовыручке и поддержке; чувство ответственности,  сострадания, уважения к учителю и товарищу.

Последнее имеет определяющее, если не первостепенное, значение для формирования благоприятной атмосферы в классе, которая, в свою очередь, является немаловажным фактором эффективности образовательного процесса. Кроме того, нельзя забывать: как любой навык, необходимый для социальной адаптации ребенка, уважительная манера поведения требует непрерывного усовершенствования и практики: только при таком условии она становится нормой поведения в классе и вне его.

Уважение – одно из самых «ощутимых» нематериальных качеств: оно либо есть, либо его нет – ошибиться очень трудно. Когда оно зарождается? Скорее всего, когда преподаватель впервые входит в аудиторию. К сожалению, лишиться его можно задолго до этого. Я сейчас говорю не о случайном падении в коридоре в разгар большой перемены на глазах у возбужденных этим неординарным событием школьников: редко, но случается, вызывает смех и через час-другой всеми забывается.

Внешний вид учителя, например, никак не соответствующему статусу педагога: колготки в сеточку под донельзя обтягивающей мини-юбкой – правда, правда, сама видела; лоснящиеся растянутые во всех направлениях брюки, еще и с периодически не застегнутой молнией; щедро осыпанные перхотью пиджаки и немытая голова… Все это становится притчей во языцех у не одного поколения учеников, щедро обрастает подробностями, не лестными для преподавателя; при этом, быстро занимает свободное место в детских умах, вовсе не для этого предназначенное, и никак не способствует желанию сосредоточиться на том, что предстоит услышать. Заметьте, я ни слова не сказала о том, что лектор должен быть одет дорого: внешний вид должен быть таковым, чтобы дети четко думали лишь о том, о чем наставник говорит, а не о том, в каком магазине совершает покупки и совершает ли вообще.

Первое знакомство с классом

Итак, новый класс, новый – молодой?! первый?! – учитель. Для всех волнительный момент. Даже, если сидящие перед вами уже далеко не первоклашки, но все еще не знакомы – потратьте минут пятнадцать, донесите до слушателей ваше понимание эффективного взаимодействия с ними.

Сформулируйте правила (думаю, мы к ним еще вернемся в одной из дальнейших бесед); включите в них свои ожидания и контролируйте исполнение. Ваши требования могут – в идеальном случае, в добровольном порядке будут – дополнены ученическими предложениями. Не ленитесь, объясните, почему для вас (всех вместе) так важно уважительное отношение друг к другу. Если увидите необходимость (в первом классе – так точно), дайте определение понятия «уважение»; спросите, что по этому поводу думают малыши.

Кого нужно уважать и нужно ли вообще? Кто заслуживает уважительного к себе отношения? Почему? Насколько это важно? Необходимо ли об этом говорить?

Обратите особое внимание на не принимающего участие в общей дискуссии: вероятно, он в полной панике, тихо обливается слезами (потенциальная жертва детской жестокости) и больше всего на свете в данный момент мечтает о том, чтобы оказаться в объятиях у мамы. Что делают в этот момент другие ученики? А что должны делать?!

Целью такого занятия должно стать осознание аудиторией «золотого правила уважения»: отношение к другим людям должно соответствовать желаемому отношению к себе самому. «Главное правило поведения» можно совместными усилиями красочно оформить, сделать девизом класса и разметить над доской – в месте, где, волей-неволей, оно будет замечено.

В чем проявляется уважение со стороны учителя


Молодому учителюМолодому учителюВо-первых, в умении увидеть в маленьком человеке большую личность (прекрасно понимаю, что большинство детей мало ангелов напоминают; часть из них – просто невыносимы). Но даже они заслуживают шанс на вежливое отношение. Никакого повышение голоса; в конкретном тяжелом случае – ни малейших шуток, даже если они вертятся на остром языке.

Чем хуже ребенок – тем больше спокойствия и терпения понадобится учителю. Вполне вероятно, он станет единственным, кто делал подобный подарок ребенку.

Во-вторых, в отсутствии боязни признать свои промахи или странности. Не ошибается лишь ничего не делающий: каждый может оговориться, упустить какой-то момент, что-то перепутать.
Ученики – поймут, если им объяснить. Обыграть собственную неуклюжесть или забывчивость (не умеющим шутить достаточно вооружиться парочкой подходящих к ситуации анекдотов). Устранять неприятность всегда лучше перед всем классом. Не краснеть, синеть и заикаться – просто донести: бывает, не прав.

Не обещать, что не повторится: ложь дети отличают получше взрослых, а наивность считают смешной. А мы ведь сейчас боремся за уважение!

В-третьих, в готовности всегда уделить конкретному ребенку индивидуальное время. Таких «нуждающихся» видно всегда: они либо слишком застенчивы (нервны), чтобы отвечать перед классом, либо не уверены в себе. Возможен, конечно, еще вариант неординарного ученика, пытающего наедине узнать что-то, явно не входящее в учебную программу. Должна заметить, последний случай – самый сложный. Много ли вы знаете преподавателей, жаждущих и, главное, могущих взращивать победителей международных олимпиад?!

Четвертое. Чтобы не дать нарасти снежному кому, учитель обязан уметь на корню пресекать любые проявления неуважения. Нужно понимать, что некоторые ученики определенную манеру поведения привносят из семьи; часто просто не осознают: не все и всегда допустимо; более того – существуют вещи, неприемлемые ни при каких условиях и не только в школе (драки, сквернословие). Продумайте свою манеру поведения в такой ситуации; введите, например, блокирующий знак или сигнал; согласуйте его с классом: поддержка большинства при подавлении назревающего конфликта может оказаться решающим фактором.

Подготовьте «заменитель» (особого рода занятие для «штрафника» - идею с радостью подкинут от такой повинности освобожденные).

Пятое. Приготовьтесь быть примером, особенно в начальной школе. Малыши имеют привычку не только гроздьями висеть на любимом педагоге на школьной перемене, но и во всем подражать ему. Убедитесь, что они видят перед собой образец спокойного, взвешенного, ровного по отношению ко всем поведения. Вежливые манеры прививаются проще не тогда, когда о них непрерывно напоминают, а когда без остановки и напряжения демонстрируют.

Шестое. Не будет лишним напомнить: учитель обязан быть знатоком своего предмета, а не страниц соответствующего учебника. Детское любопытство не знает границ, фантазия – неизмерима, и предсказать, куда они заведут, не представляется возможным. В старших классах может возникнуть другая проблема – желание проверить преподавателя «на прочность». В такой ситуации нет ничего безнадежней, чем сослаться на несоответствие теме, нехватку времени или бессмысленность поднятого вопроса. Можно, конечно, похвалить его автора и сказать, что такая интересная проблема наверняка разнообразит домашнее задание…
Но я бы – не уходила от ответа. В самом неприятном для учителя случае – начала бы с него следующий урок.  

Седьмое. Будьте последовательны, ровны со всеми и справедливы. Не делайте исключений: и наказание за одинаковые проступки, и вознаграждение за равные результаты должны быть установлены раз и навсегда. Когда студенты знают, чего ожидать, атмосфера становится более комфортной; исчезает страх перед учителем, блокирующий понимание.
Этому также способствует и уверенность в наличие второго шанса – касается ли дело написания контрольной, или прощения за допущенную грубость.

Восьмое. Уважайте в детях собеседников. Обращайтесь к ним по именам, как бы тяжело ни было их запоминать. Не прячьте взгляда. Демонстрируйте уважение через положительное подкрепление (слова, жесты, звездочки в тетради первоклассника).

Будьте скромны… Нет, не будьте: если вы уверены, что в успехе ваших бывших учеников есть значительная доля вашего труда – говорите об этом. Возможно, настоящие захотят покорить те же вершины!

Кстати, об учениках. Из каких элементов состоит его уважение к учителю? Прежде всего, из хорошего поведения на уроке (не «замороженного», а продуктивного); вежливого отношения к наставнику; избегания навешивания ярлыков, проявлений агрессии, хамства, игнорирования преподавателя и его требований; ответственного выполнения общественных поручений и домашних заданий.

Сложно ли добиться? Нелегко, но вполне реально. Если всем, написанным выше, я достучалась до Учителя.

Комментарии

1 • 1 декабря 2013 21:57 • в
От: Наталия - статус: Пользователь offline (статей: 198, комментов: 27, группа: Главные редакторы)
Фото
Верно, ВЗАИМНОЕ уважение начинается с учителя.
2 • 2 декабря 2013 19:23 • в
От: Елена FilPry - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 52, группа: Посетители)
Фото
Должна заметить, что время от времени нужно прилагать немалые усилия, чтобы заставить себя УВАЖАТЬ совсем уж неадекватного по собственному мнению ученика.

Но в этом случае победа (признание с его стороны) бывает такой сладкой...

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Сумма тридцати двух самолетов и такого же количества пилотов равна
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги