Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Школа молодого педагога » Найти эффективный метод

Найти эффективный метод

Методы обученияМетоды обученияВ любой учебной группе есть дети, совершенно не мотивированные на получение знаний. Причин тому может быть масса: отсутствие способностей к обучению, психологическая неготовность, отношение родителей к образованию, просто неблагоприятный климат в семье, чрезмерная увлеченность чем-то вне школы (занятия спортом на серьезном уровне, увы, в преимущественном большинстве случаев дают ребенку мало шансов на получение золотой медали). Однако, это не причина для педагога опускать руки.

Это хороший повод обдумать возможность и применить новый, более эффективный в данном конкретном случае метод преподавания.

Наиболее эффективными методами обучения являются те, что позволяют максимально полно реализовать задачи, содержащиеся в учебных программах; активизировать внимание слушателей; минимизировать конфликты и стимулировать склонность к самостоятельной работе учащихся в заданном направлении. Поиск, нахождение и реализация методов, близких учителю и интересных ученику, – лучший способ завоевать авторитет в классе.

Каждый педагог в своей работе применяет определенный им набор инструментов с учетом возраста; уровня успеваемости и активности; скорости восприятия материала; половой, возможно, и национальной структуры аудитории. Разнообразие соответствующих характеристик требует и дифференциация применяемых методов с целью максимального удовлетворения образовательной потребности отдельных учащихся. На практике проверены и подтвердили право на существование следующие:

Активное обучение


С помощью этого метода учитель превращает обычную лекцию в «принудительное» общение; живой обмен мнениями (желательно, хоть изредка – вне помещения класса); сессию типа «вопрос-ответ». В ходе такой дискуссии могут возникнуть совершенно неожиданные для педагога проблемы (знаю по себе). Странно, но часто самую заковыристую мысль подкидывает вовсе не выдающийся студент. Удивление учителя и признание им важности поднятой темы окрыляют, заставляют, пусть ненадолго, сосредоточиться – вдруг, еще родится шедевр – и вдохновляют на дальнейшие подвиги на образовательной ниве.

Крайне важно, чтобы не охваченным процессом не остался ни один слушатель: общение исключительно с «кругом избранных» – заманчиво для педагога и губительно для группы. Ответ вроде «Я не знаю» или «Можно – в следующий раз?» приниматься не должен. Чтобы ни предположил спрошенный, возможны лишь два исхода: либо он произнесет полную чушь и вызовет неприятный для себя смех, либо поразит внезапным озарением – и получит заслуженную похвалу. И в том, и в другом случае правильный ответ на заданный вопрос надолго запечатлится в памяти.

Правильная постановка проблемы


Каждый заданный ученику вопрос должен предоставлять возможность развернутого ответа; стимулировать способность рассуждать. Я, например, заставляла студентов подтверждать сделанное предположение (утверждение) собственными примерами (не способные придумать сами, обращаются к дополнительным источникам литературы, что уже неплохо). Ученик должен чувствовать, что имеет достаточно времени на обдумывание; в это время можно озадачивать другого. Хорошо срабатывает и «перекрестный допрос», когда одноклассники задают вопросы друг другу: о предстоящем испытании их необязательно предупреждать заранее (хотя можно такое задание сделать домашним).

Работа в группе


Работа в группе (как вариант – в паре или для совместной реализация исследовательского проекта). Может быть неожиданной для слушателей или подготовленной заранее. Помогает *закрепить материал*, полученный на лекции, и развить способность самостоятельно критично мыслить. После общения с коллегами за рубежом я убедилась, насколько эффективной может оказаться работа с подручными материалами: маркеры и листы бумаги для фиксации идей и проведения наглядной презентации у аудитории найдутся всегда.

Отдельный вид такой деятельности – игра. Неправда, что она эффективна только в младшей школе. Студенты также с удовольствием примеряют на себя роли президента или спикера парламента; руководят заседанием кабинета министров или совета директоров крупной компании.
Такой метод учит укладываться в отведенное время, координировать действия, отстаивать точку зрения, представлять результаты и корректно реагировать на замечания.

Разнообразие методов проверки знаний


В учебном процессе эффективные преподаватели используют самые разные способы контроля за успеваемостью: викторины, кроссворды, кейс-стади.

При этом все большую популярность, даже в младшей школе, приобретает тестирование. Должна заметить, что не считаю его безукоризненным: часто сами тесты оставляют желать лучшего, допускают неоднозначность трактовки, нацелены не на включение логики, а на оценку способности зазубрить. Кроме того, часто дают недостоверный результат из-за невероятной удачливости проверку проходящего.

Я, конечно, прибегала к тестированию, но несколько усложняла его: предлагала студентам составить задания в ходе самостоятельной работы и самим же с ними справиться без помощи конспекта. Предупреждала заранее: наиболее удачные будут включены в экзаменационную работу.

Метод срабатывал: придумать гораздо сложнее, чем «галку» поставить. Да и уровень ответственности повышался значительно.

Подтверждение теории практикой


Легко осуществляется на уроках физики и химии, где ученики проводят опыты самостоятельно с подачи и под контролем учителя. Затруднено, в частности, в высшей школе, где обучение часто оторвано от производства (в прямом и переносном смысле). На постсоветском пространстве привлечь успешного практика к чтению лекций, фактически, не представляется возможным по причине значительной разницы в оплате труда и всяческого противодействия руководства возможности совмещения преподавателями профессий (хотелось бы узнать, как выходят из положения представители технических специальностей). Будущим экономистам (и не только им) может помочь, например, изучение опыта успешных – метод кейс-стади давно признан во всем мире;

Построение фундамента


Учитель не должен сразу «выкладывать все карты на стол». Ему достаточно забросить наживку, чтобы вызвать интерес класса, дать толчок для творчества. Следует поощрять учащихся соотносить новые навыки с собственным опытом; задавать вопросы по теме, которая их интересует; выбирать книги и сайты, которые могут помочь.
Кстати, в последнее время он-лайн обучение становится все более популярным методом получения образования (не только категорией лиц, по тем или иным причинам привязанным к дому).

Обеспечение обратной связи


Важно, в первую очередь, для самого педагога, чтобы иметь возможность работать над собственными ошибками, не расслабляться, избегать конфликтов и проявлений фаворитизма.

Разделение класса на однородные по уровню знаний группы


Очень эффективный метод обучения, если позволяют условия учебного заведения (понятно, что требуются свободные помещения для проведения занятий, а также дополнительное финансирование по причине увеличивающейся нагрузки). Безусловно, делает процесс более легким с точки зрения преподавателя, который имеет больше шансов спрогнозировать ход урока, и комфортным – для большинства учащихся, которые, как правило, недолюбливают ни «ботанов», ни совсем уж отстающих.

Лично для меня открытым остается лишь один вопрос: как должны оцениваться результаты успеваемости таких групп? Можно ли ставить высший балл отличившемуся «середнячку», если проявленное им усердие все равно не особо приблизило его к уровню «продвинутых»?
Или лучше сразу занизить максимальную оценку?

 Что думаете, коллеги?

Комментарии

1 • 1 декабря 2013 22:09 • в
От: Наталия - статус: Пользователь offline (статей: 198, комментов: 27, группа: Главные редакторы)
Фото
Давно известно, что позитивная стимуляция лучше срабатывает, чем негативная. Лучше завышать оценки, чем занижать...
Но меня приводит в тупик сегодняшняя ситуация: разрабатываем и осваиваем новые технологии обучения, а применение либо дает пшик либо весьма слабый результат, покрываемый массой негативных побочных эффектов... Почему?
Вот, например, космические технологии - сварка или солнечные электростанции - нужны определенные условия (отсутствие гравитации, безвоздушное пространство), только тогда получаются результаты. В школах пытаемся внедрять технологии, не меняя условий учебной деятельности, например, административного давления, внутренних установок самих учителей, материальное обеспечение аудиторий также оставляет желать лучшего...
Получается формалистика, масса бумаг-отчетов, а результатов (реальных) - кот наплакал...
2 • 28 декабря 2013 11:52 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
В педагогике, есть страшная тайна - все инновационные методы - должны давать положительный результат. Защитить кандидатскую или докторскую степень - на отрицательном опыте не дадут...

А качество инновационных методов образование упирается в размер учебной группы, который (размер - кол-во учеников в классе) в наших условиях далек от приемлемого, а не то. что от оптимального :(
3 • 8 января 2014 14:06 • в
От: Елена FilPry - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 52, группа: Посетители)
Фото
Цитата: ScavR
кол-во учеников в классе

Новый закон об образовании установил какой-то несусветный минимум - 35 (подруга жаловалась)!
Чему можно научить?
Слава Б-гу, существуют национальные школы, которую мой сын и заканчивал.
В среднем - до 15. А было - и по шесть.
Не отвертишься, готовиться нужно

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Сумма тридцати двух самолетов и такого же количества пилотов равна
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги