
Независимо от возраста учащихся, преподаватель должен иметь четкое представление о задачах, требующих решения в ходе урока; методах и инструментах, с помощью которых это будет осуществляться; о стратегии, которой будет руководствоваться.
Нет и не может быть жестких формул для построения идеальной учебной модели. Часть учительского опыта, прошедшего проверку практикой, приняла форму письменно оформленных наработок и включена в сборники методических материалов, в инструкции. При этом часть применяемых стратегий остается неизменной на протяжении десятков лет; остальные являются инновациями, возникающими в результате изменений в обществе. Освоение как первых, так и вторых помогает наладить эффективную коммуникацию
Стратегия обучения
Стратегия обучения – особая составляющая успеха учителя. Гибкость и разнообразие – такими должны быть ее основные характеристики. Безусловно, в отдельных случаях она может оказаться универсальной, подходящей для всего класса, если он достаточно однороден (что крайне трудно представить себе в реальности). В общем и целом, наставник должен быть готов применять особый подход к каждой подгруппе, объединенной одним признаком, а то и к конкретному ученику.
Трудно давать однозначные рекомендации по поводу разработки эффективной стратегии для любой ситуации. Но обязательные элементы можно попробовать выделить.
Трудно давать однозначные рекомендации по поводу разработки эффективной стратегии для любой ситуации. Но обязательные элементы можно попробовать выделить.
Выбор цели
Выбор значимой цели для процесса обучения. Такой целью становится итог занятия. Если учитель не задумывается над тем, чего ждет от урока, вряд ли это смогут понять ученики. Цели могут быть самыми разными: закрепление пройденного материала; выявление «слабых звеньев» в коллективе или неусвоенных моментов; разработка способности делать выводы и т.д.
Составление плана урока
Обязательная, но нелегкая задача преподавателя. Нелегкая – потому что всегда существует угроза не уложиться в отведенное время по каким-то непредвиденным обстоятельствам. Из собственного опыта знаю, что ступор у студентов может возникнуть при решении элементарной задачи, в то время, как достаточно сложная пойдет «на ура». Более того: в другой группе ситуация может оказаться противоположной. Следствием становится либо нехватка, либо избыток времени. Поэтому я всегда условно делю материал на две части: обязательно подлежащий рассмотрению в аудитории и тот, который может быть рассмотрен самостоятельно (при этом важно, чтобы слушатели понимали: самостоятельная работа – не наказание за плохое поведение на занятии; что, поручая сделать дополнительный объем дома, преподаватель выражает определенный уровень доверия и получает больше шансов понять, что осталось неусвоенным).
Планируйте смену форм деятельности каждые 15-20 минут и помните, что произвольное внимание держится не более 10 минут у любого, даже очень подготовленного и мотивированного ученика. Оставлять сложный материал на конец занятия – значит погубить время и силы: ни материал не будет усвоен, так же как не появится уверенности в своих возможностях, удовольствия от процесса получения и переработки знаний – что у учеников, что у учителя. Разочарование, недоумение, недовольство – собой, уроком, учителем, процессом учебы… В конце урока планируйте закрепление пройденного, можно с помощью простых вопросов, тестов, заданий, с которыми точно справятся ваши ученики.
Планируйте смену форм деятельности каждые 15-20 минут и помните, что произвольное внимание держится не более 10 минут у любого, даже очень подготовленного и мотивированного ученика. Оставлять сложный материал на конец занятия – значит погубить время и силы: ни материал не будет усвоен, так же как не появится уверенности в своих возможностях, удовольствия от процесса получения и переработки знаний – что у учеников, что у учителя. Разочарование, недоумение, недовольство – собой, уроком, учителем, процессом учебы… В конце урока планируйте закрепление пройденного, можно с помощью простых вопросов, тестов, заданий, с которыми точно справятся ваши ученики.
Подготовка ресурсов
«Потребности – безграничны, ресурсы – ограничены» - это основное экономическое противоречие срабатывает и в сфере образования.Какой значительной ни была бы поставленная цель, учитель должен соизмерять ее с имеющимися возможностями. Реализация новаторской идеи может потребовать подготовки большого количества раздаточного материала. Есть ли возможность его распечатать не за счет учеников? Проблемы могут возникать и с использованием компьютерных технологий. Имеется ли в наличии соответствующий класс? Свободен ли он в нужное время? Всем ли учащимся хватает места? Вопиющая, на мой взгляд, ситуация, когда родителей школьников фактически обязывают покупать детям ноутбуки для занятий в классе – не выход из ситуации. Даже, если инициатива исходит не от учителя.
Организация процесса
Эффективность процесса обучения непосредственно зависит от среды, в которой оно происходит. Самым надежным инструментом преподавателя, реализующего эту задачу, становится классное руководство. Чистота в классе, свежий воздух; конкретно сформулированные правила и стандарты поведения; осознание учениками связи между поступками и последствиями; прямые доступные для понимания указания создают хороший моральный климат в коллективе, стимулируют работу в группах, способствуют повышению успеваемости за счет конкуренции и ощущения безопасности.
Поддержка связи с родителями
Стратегия, которая обеспечивает вовлечение родителей в учебный процесс. Такой подход гарантирует контроль за обучением, как в классе, так и дома; исключает возможность сокрытия проблем (все более популярными становятся электронные дневники); выявляет незамеченные учителем пробелы; помогает семье сплотиться, если по заданию классного руководителя все члены участвуют в создании общего творческого проекта.
Тесный контакт способствует также учету факторов вне школы, которые часто являются определяющими в поведении учащегося: отношения, культуру, религию, язык общения (крайне важный момент с точки зрения эффективности восприятия информации). Учет особенностей – ключ к установлению доверия между наставником и воспитанником и, соответственно, максимизации отдачи от приложенных усилий.
Тесный контакт способствует также учету факторов вне школы, которые часто являются определяющими в поведении учащегося: отношения, культуру, религию, язык общения (крайне важный момент с точки зрения эффективности восприятия информации). Учет особенностей – ключ к установлению доверия между наставником и воспитанником и, соответственно, максимизации отдачи от приложенных усилий.
Мотивация
Эффективный учитель – энтузиаст, стремящийся вести за собой; мотиватор по природе. Лучший способ мотивировать – похвалить. Школьника младших классов – звездочкой в тетради. Старших – доверием. Я, например, разрешала студентам самим поставить себе оценки на экзамене (должна заметить, что расхождение с предполагаемой мною отметкой составляло обычно не более трех-четырех баллов из ста возможных и то – в сторону снижения).
Также можно бросить учащемуся вызов: поручить проведение урока вместо учителя. Заставить потрудиться; предоставить достаточное количество времени на то, чтобы разобраться с материалом, учесть и исправить замечания. Показать, что подготовка той же презентации требует существенных усилий; дать почувствовать, насколько приятной является заинтересованность аудитории.
Мощным стимулятором также является предвкушение, которое испытывает ученик перед встречей с преподавателем (что само по себе является высокой оценкой трудов последнего); это возможно, когда слушатель заинтригован и уверен: его реакция небезразлична ведущему занятия.
Также можно бросить учащемуся вызов: поручить проведение урока вместо учителя. Заставить потрудиться; предоставить достаточное количество времени на то, чтобы разобраться с материалом, учесть и исправить замечания. Показать, что подготовка той же презентации требует существенных усилий; дать почувствовать, насколько приятной является заинтересованность аудитории.
Мощным стимулятором также является предвкушение, которое испытывает ученик перед встречей с преподавателем (что само по себе является высокой оценкой трудов последнего); это возможно, когда слушатель заинтригован и уверен: его реакция небезразлична ведущему занятия.
Выявление ожиданий
Донесите их до класса: он должен знать, к чему стремиться. Настраивайтесь на лучшее. Не всегда доверяйте мнению коллег, не спешите ставить клеймо на отстающих: они смогут приятно удивить, если им предоставить шанс.
Варьирование стилей
Уважайте свою аудиторию. Приспосабливайтесь к ней. Старайтесь не игнорировать даже самых «безнадежных». Дайте увидеть – визуалу, услышать – аудиалу, пощупать – кинестетику (последних – большинство в начальных классах); творить – владельцу развитого правого полушария и анализировать – левого.
Я, например, за много лет так и не научилась решать задачи «вслух», о чем никогда не стеснялась предупреждать студентов: мне необходимо было хотя бы мельком заглянуть в тетрадь, в которой «дебет не сошелся с кредитом». Дети – понимали; за спиной – знаю точно – не шушукались.
Я, например, за много лет так и не научилась решать задачи «вслух», о чем никогда не стеснялась предупреждать студентов: мне необходимо было хотя бы мельком заглянуть в тетрадь, в которой «дебет не сошелся с кредитом». Дети – понимали; за спиной – знаю точно – не шушукались.
Поощрение нестандартности мышления
Это высший пилотаж и он редко, увы, встречается среди коллег, особенно – в средней школе (впрочем, как и поддержка способности критически подходить к решению проблемы). Выявленное собственное мнение часто сопровождается карательными мерами в виде низких оценок и замечаний в дневниках, вроде, «Ваш сын считает себя умнее учителя». Нельзя забывать: нестандартность может обеспечить молодому человеку карьерный прорыв в будущем. Быть «как все» он научится сам. За формой проявления собственного мнения ("вызов") учитель часто не видит содержания...
В том же направлении работает построение конструктивного диалога вместо прямой передачи знаний, давно доказавшей свою неэффективность.
В том же направлении работает построение конструктивного диалога вместо прямой передачи знаний, давно доказавшей свою неэффективность.
Метакогнитивность
Новая стратегия обучения, которая предлагает учащимся самим анализировать собственные процессы мышления. Можно предложить ведения дневника, содержащего, в частности, формулы, вызвавшие затруднение; материалы, пробудившие особый интерес или активизировавшие память; неожиданно возникшие вопросы к педагогу. Работа с такими записями должна осуществляться в наиболее удобной для автора форме (устной либо письменной).
Подозреваю, что предложенный мною список далеко не полон и не совершенен.
Уточняйте. Если не согласны – опровергайте.
Еще лучше – добавляйте.
Мы – коллеги. Нам всегда есть, чем поделиться.
Подозреваю, что предложенный мною список далеко не полон и не совершенен.
Уточняйте. Если не согласны – опровергайте.
Еще лучше – добавляйте.
Мы – коллеги. Нам всегда есть, чем поделиться.