Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » История образования » Рудольф Штайнер - певец невидимого

Рудольф Штайнер - певец невидимого

Рубеж XIX-XX веков ознаменовался чередой открытий, кардинальным образом изменивших жизнь людей. Покорение доселе недоступных вершин, спортивные достижения, научно-технические изобретения стали доказательством практически  неограниченных способностей человека; источниками славы и богатства, часто – восхищения, граничащего с завистью. При этом на второй план были отодвинуты  вопросы, тем или иным образом затрагивающие проблемы души, субстанции неуловимой и трудно измеримой.  

С создавшейся ситуацией категорически не был согласен Рудольф Штайнер (1861-1925). Основу любого прорыва он видел не в окружающем, а во внутреннем мире, требующем особого к себе отношения,  тщательного изучения и максимально возможных усилий по укреплению способностей (например, любить; ученый даже разработал специальный комплекс из двенадцати «упражнений души», по мере выполнения которых цель достигалась за счет вызова ярких переживаний, сопровождаемых специфическими танцевальными телодвижениями, названными эвритмией).

Штайнер считал, что люди склонны бездумно использовать язык, который изначально полон огромной творческой силы. При этом, каждому гласному и согласному соответствуют характерные ему жесты, отличительные телодвижения, преобразованные через речь в звук. В единстве эти разрозненные элементы делают человека истинно духовным.

Штайнер не отрицал важность физического тела, но отводил ему второстепенную роль. Ученый уделял большое внимание карме и реинкарнации; настаивал, что, вследствие неоднократных перевоплощений, физическим оболочкам могут соответствовать несколько духовных. По мере роста человека дух проходит в своем развитии несколько этапов. К семи годам, когда появляются взрослые зубы – окончательно закрепляется в эфирном теле и  дает «силу учиться».  До этого момента существует угроза повреждения защитной оболочки духовного; последнее сопровождается болезнями как отдельного ребенка, так и целых обществ вплоть до полного вырождения (похожие причины лежат в основе отказа Штайнера и его последователей  от внедрения новых технологий, компьютеров и просмотра телевизора. Подобные устройства, по мнению приверженцев теории, представляют собой воплощения злого начала и препятствуют развитию ребенка).  При этом лет до двенадцати-тринадцати обучение должно строиться на преимуществе чувственного восприятия (как считал и Песталоцци); чтение, письмо и другие науки, которые являются интеллектуальной нагрузкой, мешают становлению духа.

Знание, приобретаемое учеником, должно накапливаться опытным путем (здесь Штайнер был близок к Дьюи);  воображение служит  отправной точкой путешествия от наблюдаемого объективного (окружения) к трудно выразимому и субъективному («любви», «истине», жизни в другом, лучшем мире).   Существование этого мира само по себе было и будет объектом для отдельных исследований, далеко не всегда требующим образования. Последнее, однако, обеспечивает свободу от догм, в то время как  воображение представляет собой главный  инструмент такого исследования. При таких условиях основными методами в преподавательской деятельности становятся драматическое искусство, исследования, пересказы, рисование (не в классическом понимании, а как средство выражения себя на бумаге), дискуссия, эвритмия и эмпатия (сопереживание).
Именно такой подход был положен в основу педагогики Штайнера и созданной на ее базисе Вальдорфской школы.

Что является важнейшим условием эффективности воспитательного процесса? По твердому убеждению Штайнера – интерес самого ребенка. Игнорирование такового, попытка подчинить себе, вынужденный отказ от желаемого самим учеником является чем-то неестественным, ненормальным и навсегда оставляет в детской душе негативный осадок. Осознанный интерес становится импульсом к моральному совершенствованию, фактической основой нравственности и не останавливается нотациями и проповедями. Он превращается в мощную внутреннюю силу, которая может быть направлена на служение человечеству. Сознательное расширение круга интересов сопровождается изменениями менталитета, что, в свою очередь, способствует братской любви в масштабах человечества. Стираются расовые и национальные особенности, разница темпераментов, религиозных и философских взглядов. Правильные интересы пробуждают силы, направленные на моральные действия на благо всех.

ШтайнерШтайнерУченый писал, что в момент рождения ребенка нельзя рассматривать как полноценную личность, он, скорее, животное. Образование преодолевает эту проблему, пробуждает разные интересы, формируя таким образом «социального человека», человека Вселенной; готовит к достойной жизни в духовном мире. Его (образования) основная цель, с точки зрения Штайнера, заключается в построении базиса для самостоятельного мышления и умения активно его применять. Для эффективности процесса, считал Штайнер, необходимо использовать в совокупности самые разные приемы и методы преподавания; учитывать естественные фазы развития ребенка, поскольку каждой из них соответствует особое восприятие получаемого опыта.

На определенной стадии ученики могут (должны) подражать учителю, перенимать модель его поведения, возможно, неосознанно, только под влиянием авторитета взрослого и доверия, к нему испытываемого; это фаза власти воображения, ярких четких картинок. По мере взросления детей, роль педагога меняется – он превращается в источник знаний (отношения приобретают характер учитель-книга); обучение принимает более абстрактные формы; осуществляются попытки выявления причинно-следственных связей.

В то же время, ошибки учителя перенимаются всеми, становятся коллективной трагедией. Не место в аудитории и равнодушному: когда студенты не чувствуют внутренней радости и огня у преподавателя, они перестают слушать и слышать. Так не пробудить интеллект: его стимулирует «сотрудничество» наставника и воспитанника. Живой интерес, преданность делу и симпатия к другому; развитие в соответствии с «концепцией мира, который пронизан духом» – черты, без которых не может быть настоящего учителя «по Штайнеру», то есть высоконравственного человека, образца поведения, имеющего право брать на себя смелость воспитывать Личность.

Штайнер был ярким примером того, как принципы воплощаются на практике. Горел на работе. Практически не спал. Он знал в лицо и по имени каждого из учеников своей школы. Четко видел проблемы каждого из них; умел найти индивидуальный подход к их решению. Ему, в частности, принадлежит идея «лечебной педагогики», нацеленной на работу с трудными подростками. Но, признавая его несомненные достижения, нельзя не обратить внимания на моменты, о которых спорили и продолжают спорить педагоги (а также  время от времени присоединяющиеся к ним обеспокоенные родители).

Штайнера, в частности, обвиняли в расизме: рассуждая о карме, определяющей всю земную жизнь, он говорил о возможности прогресса у животных, но не допускал – у афро-американцев (что сразу привело к неприятию его принципов темнокожим населением).  Ученый полагал, например, что рыбы – при «удачном стечении обстоятельств» – могли «эволюционировать» до обезьян и индийцев; пиком  развития считал арийца. При этом был уверен:  евреи исчезнут с лица Земли сами по себе; инвалидам советовал радостно принять свое состояние как плату за грехи в прошлой жизни.

Спорным является и тот факт, что он не признавал необходимость прививок (длительность жизни ребенка определяется его кармой, поэтому бороться – бессмысленно, в смерти нет трагедии); то же касалось стоматологического осмотра, проверки зрения и слуха. Врачи работали во многих  Вальдорфских школах, но их задача заключалась, в первую очередь, в поиске причин заболевания в прошлых жизнях и трансляции их на будущее; в излечении духа – не тела.  

По мере распространения штайнеровского движения возникали и кадровые вопросы: нехватка квалифицированных педагогов, отвечающих всем требованиям, приводила к переполненности классов со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако и сады, и школы не только выстояли – они распространились и по сей день функционируют по всему миру, существенно пополняя ежедневным практическим опытом теорию педагогики.

Доказывая свое право на существование. Преодолевая трудности.
Открывая детям невидимое.

Комментарии

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Как называется учебное заведение для подготовки священников?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги