Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » История образования » Джон Дьюи: педагог и реформатор

Джон Дьюи: педагог и реформатор

Образование –  процесс социальный. Образование есть рост.
Образование – не подготовка к жизни; оно – сама жизнь.
Д.  Дьюи
Реформаторы образования  конца восемнадцатого  – начала  девятнадцатого веков имели дело с двумя различными аспектами проблемы. Первый затрагивал специфику детства как  самостоятельного этапа в становлении человека. Это вечный вопрос, непосредственно связанный с желанием взрослых подчинять интересы подрастающего поколения собственным нуждам, а также требованиям окружения, без малейшего намека на учет особенностей отдельной формирующейся личности.

Второй подход предусматривал необходимость применения конкретных усилий для кардинального изменения устаревших систем обучения с целью, в том числе, содействия революционным изменениям в обществе. Эти две проблемы оказались тесно взаимосвязаны. Так, например, школы, где обучение осуществлялось в игровой форме, были созданы не только для максимальной заинтересованности маленьких детей, но и для удовлетворения конкретных  потребностей семей, находящихся в условиях, существенно отличающихся от феодальных и колониальных; фактически, эти заведения стали центрами предоставления образовательных услуг.

ДьюиДьюиДжон Дьюи, выдающийся американский педагог, оставивший потомкам более 1000 работ, касающихся самых разных сфер жизнедеятельности общества, вошел в историю как основатель прогрессивизма, теории, функциональность которой не раз была подтверждена на практике (в том числе, и благодаря непосредственному участию самого автора) во многих странах мира.  Он стал первым, сделавшим акцент на правах ребенка; увидевшим угрозу в урбанизации и индустриализации, ставших своего рода преградой на пути развития у детей качеств, которые формировались во время выполнения определенных функций в семье и  общине при аграрном укладе (самостоятельности, дисциплины, лидерства, независимости в суждениях). В городе обучение детей приняло  односторонний несколько искаженный, по мнению педагога,  характер, поскольку интеллектуальная деятельность оказалась оторванной  от повседневных практических занятий (ухода за домашними животными, обработки почвы, сбора урожая;  прядения, ткачества, изготовления одежды и т.д.). Последнее было заменено запоминанием в чистом виде. То есть в получении информации имело место преимущество; при этом полностью терялась способность к ее использованию. Исправление ситуации Дьюи считал первостепенной задачей.

Помимо вышеописанной, ученый видел еще одну серьезную причину для коренных *изменений в системе образования*. Имеющиеся концепции отвечали интересам доиндустриального общества и имели  соответствующие цели. Школа находилась под контролем духовенства, доступ к ней был делом избранных. Учитель-тиран пользовался непререкаемым авторитетом (по крайней мере, так должно было быть) у пассивных, послушных, теоретически хорошо подкованных студентов. Школа была оторвана от общества; стратегия ее развития отсутствовала. Система состояла из плохо подогнанных деталей, интересы которых вступали в противоречие друг с другом (университеты – для элиты, гимназии, различные специализированные учреждения, начальные классы и детсады).

Дьюи настаивал на объединении всех составляющих в единое целое на основе принципов демократии. В дальнейшем его подход, названный прогрессивным из-за его революционности, был структурирован и дополнен нашими современниками. В полном виде его доктрина Дьюи включает следующие положения:
• поведение учащихся должно быть саморегулируемым с учетом социальных потребностей общества;
• главным стимулом обучения становится интерес ребенка;
• учитель играет роль вдохновителя на подвиги на исследовательской и научной почве, а не внушающего ужас постановщика задач;  
• научно обоснованное изучение развития каждого ученика (физиологических, психических, духовных изменений) – необходимое условие его интеллектуального прогресса;  
• значительное  внимание уделяется двигательной деятельности ребенка, в том числе – на свежем воздухе, вне стен учебного учреждения;
• тесное сотрудничество между школой и родителями обеспечит удовлетворение всех потребностей ребенка (музыкальные занятия, танцы, спорт, игры и т.д.);  
• все прогрессивные школы, взявшие на вооружение эти принципы, будут рассматривать себя в качестве экспериментальных лабораторий, накапливающих опыт наблюдения за детской средой.
Система таких государственных школ должна  компенсировать потери, вызванные разрушением образовательных институтов, существовавших до того в сельской местности.  Он призвал в начальных классах  уделять больше внимание не абстрактным областям знаний (чтению, письму, математике), а изучению природы, искусства и подобных предметов (фактически – чувственному восприятию по Песталоцци).

Одной из особенностей теории Дьюи стало то, что он уделил большое внимание свободному времени, не видя особой разницы между работой (заработком) и отдыхом (удовольствием). Он вполне логично уверял, что можно профессионально грести на каноэ, при этом получать наслаждение от самого процесса и от параллельного сжигания калорий. Существует мнение, что в обнаружении подобного соединения заключается вклад ученого в философию досуга. При этом Дьюи обнаружил парадокс: досуг может оказаться проблемой не только для рабочего по причине недоступности, но и для представителя элиты, не умеющего КАЧЕСТВЕННО его проводить (из-за бесцельности, капризности, отсутствия полезных достижений).

Необходимо отметить, что в начале девятнадцатого века зарождение и последующее развитие капитализма наложило серьезный отпечаток на всю сферу просвещения. Образование начало рассматриваться не как составляющая имиджа, а как необходимая ступенька для достижения успеха и лучшей жизни. Соответственно, все более востребованными становились предметы,   которые могли способствовать успеху в бизнесе (математика, бухучет, стенография, язык; инженерные дисциплины). Спрос предпринимателей на труд отразился даже на учениках младших классов, существенно повышая их шансы на получение в будущем хорошо оплачиваемой работы. Образование начало приобретать рыночную стоимость.

Дьюи категорически выступал против «коммерциализации» начальной школы; считал,  что  дети слишком рано становится жертвами капиталистической системы. Он видел в ранней специализации, не обусловленной собственными интересами ребенка, угрозу разнообразию личностей и «навешивание ярлыков», не дающих вырваться за установленные в детстве рамки.

Джон  Дьюи:  педагог и реформаторВ уважении к полезному труду Дьюи находил основу формирования гармоничной личности. При этом каждый этап развития ребенка отличается характерными для него проблемами, потребностями, поведением, мышлением. Соответственно, требует и особых методов преподавания и обучения. Дети – не миниатюрная копия родителей, не средство удовлетворения потребностей взрослых в какой-то момент времени; не пустой сосуд для загрузки стандартных образовательных схем. Детство – жизненный этап, который должен быть полон удовольствия. Ребенка невозможно «запереть» в четырех стенах – свобода передвижения может стать залогом успешности учебного процесса; личный опыт поможет завершить решение задачи.  В первые годы приобретение навыков должно строиться  на основе игр и занятий, воссоздающих повседневную деятельность по удовлетворению  основных материальных потребностей в пище, одежде, безопасности. При этом важно, чтобы дети сами осознавали важность происходящего. Последний подход получил название «метода проектов». Дети учатся лучше и быстрее, решая задачу совместными усилиями, планируя действия,  пробуя различные пути и способы, сравнивая, анализируя и оценивая результат, отвечая на вопросы, которые неожиданно могут возникнуть в процессе  (например, ребенок, занявшийся ткачеством, может заинтересоваться выращиваем хлопка). Кроме этого, параллельно формируются особенности характера, полезные в ходе дальнейшей социализации: бескорыстие, готовность помочь, индивидуальная инициатива и т.д. Умение приспособиться к быстро меняющимся условиям внешнего мира.

Вроде теория четкая, понятная и по сей день актуальности не утратившаяся. Почему же так на практике до сих пор и не реализованная ни в средней, ни  в высшей школе? Критики считают, что Дьюи недооценил реального соотношения сил между образовательной и экономической сферами в американском обществе. Для ученого образование должно было стать основным средством для преодоления недостатков рынка и достижения прогрессивных политических целей; «матерью национального процветания».  Школа должна была получить право от государства на вмешательство в решение социальных, экономических и политических проблем; на изменение национального менталитета с учетом педагогического опыта. Прогрессивный учитель стал бы лидером социального продвижения общества.

На самом деле, система, к которой педагог призывал, шла вразрез с доминирующими  чертами капитализма. При этом, и Дьюи соглашался, внешняя среда является определяющей.
Резкие контрасты между интеллектуальными и моральными ценностями, привитыми в школе, и реалиями окружающего мира  приводили к возникновению ощущения потерянности, неуверенности, разочарования среди подрастающих детей. Больше того, принципы воспитания по Дьюи были восприняты в штыки бизнес-структурами: они нуждались в послушном хорошо обученном персонале, мало чем отличающемся от дисциплинированного стада овец; в унифицированных взаимозаменяемых деталях одного организма.  Независимые, критически мыслящие люди оказались за бортом капиталистической лодки.

Несмотря на выявленные недостатки, теория Дьюи на определенном этапе  стала  фундаментом для кардинальной перестройки образовательной системы не только в Америке, но и  ряде других стран (Канаде, Индии, Италии). Была поддержана и в бывшем СССР – до момента неосторожной открытой критики автором политики Сталина. Безусловно, учитывается учебными планами ведущих ВУЗов мира, в которых образовательный акцент делается на практической стороне процесса. Увы, недооценивается школой постсоветского пространства (по вполне понятным причинам: для истинного профессионала в любой  области вряд ли покажется соблазнительной зарплата учителя).

И, уверена, не должна быть забыта, хотя бы потому, что в ее основу положено стремление вырастить поколение, за которым – Будущее.

Комментарии

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Самая северная точка земного шара?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги