Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » История образования » Учитель - каким его видел Песталоцци

Учитель - каким его видел Песталоцци

… в тот самый момент, когда вошел в школу, он забыл о своей мечте, обо всех мыслях, идущих от сердца и связанных с улучшением мира и жизни людей. Каждой клеткой своего тела и душой он снова был учителем, который ощущал только это мгновение; видел себя отцом и наставником в окружении детей. Он растворился в настоящем моменте. Казалось, не было прошлого, как и мечты о будущем, заполнившей его сердце накануне. Он видел только учеников. В эти минуты для него не существовало ничего вне мира детей…
Песталоцци И.Г., роман «Леонард и Гертруда»
Все ли могут быть учителями? Такой вопрос, мне кажется, в последнее время вообще стараются не обсуждать. Более того, в педагогические институты все чаще поступают люди, которые просто не добрали баллы на бюджетные места в другие ВУЗы  (нужно заметить, что на Западе, к стандартам которого мы все активнее, но каким-то несколько странным способом, стремимся приблизиться, ситуация не лучше: уже никого не удивляет распространенная точка зрения, что любой человек, при условии наличия минимального интеллекта и «одоления» определенного набора предметов, в состоянии выполнять эту почетную (?!) роль).

Думаю, Песталоцци с таким подходом категорически не согласился бы. Основные качества, которые должны быть присущи Педагогу, не приобретаются одновременно со знаниями: нельзя научить толерантности, готовности отдавать себя без остатка, граничащей с идеализмом… Нельзя научить любить ребенка.

Современная педагогика не уделяет этой проблеме не то, что должного – вообще никакого внимания. Создается впечатление, что любовь к ребенку – вещь само собой разумеющаяся и несущественная для успеха. Она может рождаться в ответ на поведение воспитанника или изначально быть чем-то трепетным в душе отдельного человека. По мнению Песталоцци, любовь как основа для развития нравственности не может быть сведена к моральной модели поведения. Она должна иметь место – даже при отсутствии межличностного контакта; даже в случае неоправдавшихся надежд. Именно любовь порождает чувство ответственности, сопереживания; желание работать и самосовершенствоваться; готовность принимать решения и преодолевать трудности.

При этом необходимо разграничивать две формы любви: к детям вообще (лишена всякой чувственности; это чувство эстета, любующегося красотой создания природы) и к конкретному ученику, в частности (те же ограничения). Песталоцци понимает ее как видение, которое поощряет инициативу, творчество; помогает отделять детскую наивность от заигрывания, непослушание от творчества, упрямство с целью получения выгоды и для достижения цели.

«Любящий учитель» чувствует определенное душевное родство с ребенком, всегда принимает его сторону, если природа последнего вступает в конфликт с реальностью; видит в воспитаннике личность со своими проблемами и достижениями; обладает умением отодвинуть на задний план симпатии и антипатии.

Любовь посылает дар «слушать и слышать», с развитием которого сама же и укрепляется. Она дает возможность смотреть на мир глазами ребенка – второе обязательное для учителя качество в соответствии с теорией Песталоцци.

Дети отличаются от взрослых пропорционально разнице в возрасте. Дошкольники и ученики младших классов искренне верят в существование таинственных магических миров, гномов, эльфов, фей (помню, какой шок испытал мой шестилетний сын, когда от сердобольной соседки – педагога по образованию, между прочим – узнал, что «дед Мороз раньше был, но недавно умер!»); не всегда видят разницу между «живым» и «неживым», поэтому с одинаковым удовольствием беседуют с собакой, куклой и скамейкой во дворе.

Понимание учителем особенностей этой возрастной группы поможет прививать фундаментальные нравственные ценности ненавязчиво и более продуктивно при условии применения в процессе общения сказок, ярких красочных образов, предметов декоративно-прикладного искусства, доступных и впечатляющих исторических примеров и так далее. Не даст наделать грубых ошибок и построить стену непонимания из-за требований, которые не могут быть выполнены именно из-за их несоответствия возрасту. Бессмысленно задавать малышу вопрос «Почему идет дождь?».

Определение причины – вопрос времени. Ребенку проще описать – иногда довольно поэтично и с фантазией, то, что он видит, или предположить, зачем происходит то или иное явление. Интересный, пусть даже очень неожиданный ответ – прекрасный повод для похвалы. А что же будет ждать ребенка, от которого постоянно требуют то, чего он сформулировать по естественным и не зависящим от него причинам пока не может? Прислушавшись, взяв на вооружение метод Песталоцци, небезразличный учитель, таким образом, получает прекрасный шанс участвовать в пробуждении и наблюдать за дальнейшим становлением психики ребенка.

Достаточно ли вышеупомянутых качеств для достижения конечной цели? Песталоцци считает, и практика подтверждает, что далеко не всегда. Легко можно представить себе ситуацию, когда один и тот же класс глаз не сводит с одного преподавателя и становится полностью неконтролируемым – на уроке другого. В чем заключается разница? Ответов может быть масса. Но, при прочих равных условиях, чаще всего – в наличии или отсутствии так называемой власти над аудиторией и/или лидерства. В данном случае двух мнений быть не может: тем, кто не чувствует в себе соответствующих способностей, нельзя выбирать профессию учителя. Хотя бы потому, что, априори, его задача – вести за собой, а не тянуть на привязи и не подталкивать угрозами.

Поэтому власть учителя должна быть не формальной, в контракте прописанной, а реальной, вызванной авторитетом в глазах детей. Это подлинная власть развивается только тогда, когда преподаватель имеет здравую долю самоуважения и уверенности в себе; отсутствие последних черт часто приводит к тирании по отношению к воспитанникам. Осознание проблемы и упорство в работе над ее решением могут дать хорошие результаты. Если лидерство – черта, как правило, даваемая от рождения, то авторитет – приобретаемая. Но и то, и другое можно развить, если упорно двигаться в избранном направлении.

Как и готовность бороться с конфликтами, которые рано или поздно возникают в любом коллективе; время от времени – между учителем и учеником. Американские психологи, ориентирующиеся на теорию Песталоцци, несколько ее детализировали, выделив пять необходимых компетенций для успешного преодоления разногласий: а) способность собственными силами мобилизовать добрую волю (не выносить сор из избы, не взывать к помощи общественности и уж точно – не применять физическое насилие); б) избегание
непосредственного общения и открытых выпадов (вопросов, критики, угроз, навешивание ярлыков и т.д.); в) необходимость различать конфликты, непосредственно учителя затрагивающие и «сторонние» (между учениками или коллегами); г) умение отправить «Я-сообщение», когда затронуты собственные интересы ("Я могу принять многое, но не это»; «Я расстроен», «Я – в ярости». Главное – не держать в себе негативные эмоции); е) дар активно слушать в конфликтах, часто – между третьими лицами (пытаться понять чувства собеседника, а затем выразить это понимание в виде предположений, раздумий, советов; как вариант – правильно составить Я-сообщение). Очевидно, что таким талантом может обладать только эмоционально достаточно устойчивые люди.

О чем еще предупреждает Песталоцци? Что Учитель не имеет права читать дисциплину, если она предусмотрена учебным планом, но при этом не приносит никакого удовольствия ни ему, ни детям, какие бы потрясающие результаты они не показывали на экзаменах. Что обязан творчески подходить к процессу: писать собственные задания, издавать учебники, стихи и песни, в конце концов; каждый урок в его руках должен становиться «произведением искусства»… Должен хорошо владеть речью: яркой, образной, доступной для понимания, конкретной, структурированной, логичной, наполненной жизненными примерами и лишенной слов-паразитов, что в совокупности подразумевает наличие таланта к обучению; быть решительным, настойчивым и терпеливым; выполнять роль вдохновителя и мотиватора одновременно. Обязан осознавать, что его поведение является эталоном для десятков несформировавшихся характеров, а потому неустанно работать над преодолением собственных недостатков, устранением ошибок; готовиться к каждой встрече с классом так, будто она – первая и последняя одновременно.

Короче говоря, трудиться, трудиться и еще раз трудиться.
Сколько бы вы ни достигли, это ничто по сравнению с тем, что вы можете достичь.
Если хотеть... Не жалеть сил…
И понимать, что важней и прекрасней звания, чем Учитель, нет и не будет никогда.

Комментарии

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Если расходы государства равны доходам, то такой бюджет называется?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги