Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » История образования » Принципы педагогики Песталоцци

Принципы педагогики Песталоцци

Чтобы стать (быть) Учителем нужно, прежде всего, уметь учиться. Без остановки. Если хотите, с воодушевлением. Не переставая перенимать опыт – иногда спорный – признанных, исправлять их ошибки, пополнять и усовершенствовать накопленную методологическую базу собственными открытиями и достижениями. Не бояться отстаивать свою точку зрения и доносить ее до коллег, которым судьба доверила решение одной из самых сложных, ответственных и, в тоже время, почетных задач – воспитание Личности.

Выбор, с чего начинать, каждый может осуществлять самостоятельно. Я бы отталкивалась от истоков. А у них стоял Иоганн Генрих Песталоцци.

ПесталоцциПесталоцциЭкономическая нестабильность, политические потрясения, социальная несправедливость, одним словом, все то, что становится причиной пессимизма, нервных расстройств и срывов у обычных людей, послужило благодатной почвой для расцвета таланта Иоганна Генриха Песталоцци.

Его наследие тяжело переоценить. Неоспоримым является вклад Песталоцци в развитие философской и политической наук. Много внимания ученый уделял вопросам религии. Но в историю вошел, все-таки, как выдающийся педагог, оставивший потомкам для переосмысления и на вооружение около 300 работ и более 6000 писем, касающихся проблем обучения.

Через все работы красной нитью проходит главная цель образования «по Песталоцци»: возрождение нравственной жизни, формирование «морального человека». При этом под моралью понимаются не отдельные попытки совершения добрых дел,  а победа над эгоизмом (необходимым условием одержания таковой Иоганн считал истинную религиозную веру) и готовность самосовершенствоваться. Ученый понимал и признавал: путь нравственности – тернист; такой выбор противоречит человеческой природе хотя бы потому, что люди стремятся к получению удовольствия и избеганию неприятных для них событий. Для преодоления этого обстоятельства и, таким образом, достижения вышеупомянутой цели, по мнению Песталоцци, необходимо придерживаться следующих принципов:

• первый и основной – образование должно осуществляться в соответствии с природой. Не в широком смысле этого слова, а с точки зрения характерных особенностей, индивидуальных черт, склонностей, способностей отдельной личности, то есть ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ  ПРИРОДЫ, неподвластной влиянию внешних условий. При этом все люди имеют один общий и серьезный недостаток – эгоизм, преодолеваемый лишь по достижении моральной устойчивости.  Жизнь в истине и любви способствует раскрытию талантов; привносит смысл в человеческое существование и является неотделимым элементом природы.

Но она – человеческая природа – такова, что не дает возможности своему «носителю» достичь совершенства без образования, т.е. без влияния окружающих и учета социальных ограничений. Подчеркивая его (образования) роль в становлении молодого человека, автор теории вводит термин искусство воспитания (или просто – искусство). Таким образом, личность формируется под влиянием природы (первичной, постоянной и потому – главенствующей) и искусства (изменчивого и существенно зависящего от социальных условий).

Вывод однозначен: требования, противоречащие природе ребенка, являются неестественными, неправильными и сводят на нет все попытки достичь конечной цели образовательного процесса – человечности. Последний постулат коренным образом отличает подход Песталоцци от умозаключений предшественников;
 
выявление сильных сторон и развитие способностей. Песталоцци доказывал, что в момент рождения  ребенок – уже не «пустой сосуд»; в него не нужно ничего заталкивать. При этом вокруг юного существа необходимо формировать особую «человечную» среду, которая способствовала бы развитию заложенных в момент зачатия склонностей и талантов;

принцип независимости, в основе которого лежит утверждение, что способности развиваются только в процессе применения (другими словами – активного обучения). Песталоцци исходил из подтвержденного его опытом предположения:  в общем случае, дети хотят учиться; заложенный в каждом природный талант ищет выхода (так называемая «сила стремления», которую может увидеть любой неравнодушный, с детьми работающий).
 
гармоничное развитие трех составляющих человеческой природы: головы, сердца, руки. Под «головой» Песталоцци понимает совокупность всех психических функций, которые помогают человеку осознавать мир и принимать рациональные решения (восприятие, воображение, память, мышление и т.д.). Совокупность этих функций представляет собой ум или интеллектуальное состояние.

Сердце в учении  Песталоцци, прежде всего – нравственное начало (доверие, благодарность, любовь, вера), а также все другие ощущения, окрашивающие в те или иные тона нашу повседневность.

Смысл категории  «рука»  не сводится к простым физическим навыкам. Она охватывает всю практическую деятельность человека, подразумевает единство данной природой силы и ума; предназначена для плодотворных дел на благо всех.
 
приоритет «воспитания сердца».   Песталоцци предупреждает, что нельзя пренебрегать ни одной из вышеупомянутых составляющих, но настаивает: сердце, все-таки, важнее, поскольку именно оно ответственно за человечность; голова и руки тоже выполняют важную роль – спасение человека, но только тогда, когда полностью подчинены сердцу. В противном случае даже самый развитой ум в сочетании с необыкновенной силой могут превратить особь в монстра, представляющую угрозу для всех и себя в том числе;
 
закономерности развития. В основе открытой ученым «тройственности» лежат особые законы развития головы, руки и сердца. Например, ум в своем изменении проходит четыре этапа от «темного чувственного (животного) впечатления» через «конкретное» (например, количество) и «четкое» (структура, форма, температура) – к однозначной «концепции восприятия». Обучение ремеслу (рука) предполагает наблюдение и осознание последовательности действий (чувственное впечатление); имитацию; повторение (практику); независимость и свободу. Сердце развивается путем пробуждения нравственного состояния ума; добрых дел и послушания; размышлений и обсуждения добра;
 
принцип близости. Песталоцци неоднократно подчеркивал, что в любом случае в качестве фундамента образования должно рассматриваться чувственное впечатление, то есть реальный опыт ребенка в наблюдении за объектами или происходящими с ними явлениями. При этом, настаивает педагог (и спорить с ним в  данном случае бессмысленно), понимание будем тем глубже, чем меньше расстояние данный объект от наблюдателя отделяющее, поскольку имеет первостепенное значение для сенсорной активности (непосредственная близость в данном случае – идеальный вариант);
 
принцип полноты, также затрагивающий все три сферы. Базируется, фактически, на соответствии природе и «*преемственности знаний*» (все новое вытекает из предыдущего; подобно древу – ствол произрастает из корня, ветви – из ствола, листья – …). Каждый новый навык является подкреплением и продолжением предыдущего; фундаментом – для будущего;
 
индивидуализация – наличие связи между успехами ребенка в одной из трех областей и взаимодействием в цепи «способности ученика – влияние учителя» как образца нравственного поведения и профессионального умения.

Эти педагогические идеи Песталоцци прочно вошли в жизнь современной возрастной психологии и педагогики.

Влияние учителя, в соответствии с теорией Песталоцци, является настолько важным, что, безусловно, требует отдельного, более детального рассмотрения.
Читайте продолжение размышлений о теории Песталоцци и о реализации ее учителем в процессе обучения в статье "Учитель - каким его видел Песталоцци".

Комментарии

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Сумма тридцати двух самолетов и такого же количества пилотов равна
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги