Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Школа молодого педагога » Задачи учителя на уроке

Задачи учителя на уроке

Задачи учителя на урокеДовольно типичная ситуация: в начале урока учитель проводит проверку знаний учеников. Самые лучшие, отличники и хорошисты, добросовестно барабанят то, что вызубрили из записанного на прошлом уроке, да и троечники с их подсказок что-то тоже блеют… Проходит время – и никто ничего не помнит. Почему? Не учтены многие факторы и прежде всего осталась в стороне психология обучения как технология и как искусство… «Все мы учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь», - как писал Александр Сергеевич. Видимо, и в его время преподаватели думали, что достаточно рассказать и показать, разжевать, а дети все схватят, повторят и запомнят, навсегда.

Но наивность, простительная для начала ХІХ века, сейчас явно неверна: главная задача учителя – сформировать мотивацию учебной деятельности учащихся, чтобы дети учились не для него, не для родителей, а для себя.

Школа, урок – это не театр одного актера, пусть даже самого талантливого. Любой учитель-предметник, историк или математик, физик или лирик, может провести простой эксперимент: тщательно подготовить урок, все продумать, а потом отлично подать… Вроде бы все прошло отлично, и дети все усвоили, да? Ну, так пусть (только без предупреждений, для чистоты эксперимента, так сказать) своими словами восстановят то, что услышали, изложат на бумагу объяснение чего-то относительно сложного, услышанного ими из уст учителя в начале урока. Даже тогда успешно справится с задачей, дай бог, половина учащихся (а неумолимая статистика подправит: и даже меньше). А уж на следующий день тем более только некоторые смогут сделать это же без того, чтобы подсмотреть в учебник или свои записи в тетради…

Понятно, что подобное не может устроить даже самого среднестатистического педагога. Стандартная реакция учителя в подобной ситуации: он свято уверен, что в произошедшем нет ни толики его вины: он учит учащихся, а они лишь учатся у него, это их прямая и первейшая обязанность. Он классно подготовился и отлично умеет воздействовать на коллектив класса. Значит, это вина учеников, трудности в учебе, отставание связаны с тем, что они, конечно же, нерадивы, а то и вообще неспособны усвоить материал на том высоком уровне, что был им предложен.

Из простого, удобного, но неверного умозаключения логично произрастает неверное решение: учитель милостиво снисходит к своим ученикам, максимально разжевывая материал, упрощая его… И так до тех пор, пока даже троечники и двоечники кое-как не будут его воспроизводить, уподобляясь то ли патефонам, то ли попугаям. Ведь, как говорила героиня классического кино, даже зайца можно научить курить, нет ничего невозможного. И вот это педагог расценивает как личную победу – как же, прогресс налицо.

Но есть ли он? Как говорит старая народная мудрость, если кого-то называть свиньей, то он рано или поздно захрюкает. Вот так и с ребенком: если он слышит от учителя, что он нерадив, что он не может усвоить урок, то у него просто опускаются руки. А у кого бы не опустились? Особенно когда это говорит такой умудренный человек, которым дети считают учителя.

Ну а дальше – по нарастающей: довольно быстро эти нерадивость, неуспеваемость начнут усиливаться, нарастая снежным комом, и изменить что-то будет все сложнее и сложнее. Хотя, по большому счету, они – далеко не врожденный диагноз. Просто ребенка не так воспитали, не то внушили. Воспитателю нужно рассматривать себя как лекаря человеческих душ. Что делает грамотный врач, когда видит какие-то симптомы? Нет, он не начинает лихорадочно пичкать антибиотиками, он, прежде всего, попытается узнать точные причины, вызвавшие заболевание, ведь отлично знает страшную цену неверного диагноза.

В нашем же случае «врач» проявил халатность: «назначил виновным» самого ребенка, попытался очень грубо, примитивно «лечить». Закономерно, что в итоге болезнь вступила в более тяжелую, хроническую стадию: ребенок, во-первых, просто утратил остатки веры в себя, во-вторых, закономерно возненавидел предмет, да и, будем говорить прямо, учителя.

Это явление хорошо известно психологам и более того, имеет особое название - дидактогения. Оно происходит от греческих слов: «didaktikos» — поучительный и «genos» — происхождение и означает, как мы уже поняли, негативное психическое состояние ученика, вызванное учителем (в широком смысле этого слова). Так, например, начинающему водителю его наставник в автошколе может случайно сказать, что сам всегда плохо сдавал задом и что этому сложно научиться. И все, у многих курсантов с этим, несложным, в принципе маневром будут проблемы, ведь каждый раз подсознательно они будут готовы к тому, что ничего не получится.

Впрочем, подобную «медвежью услугу» может оказать любой человек, мнение которого важно для нас, к которому мы прислушиваемся. И его неосторожное слово, часто бессознательно, приносит нам вред. Например, медицина давно знает о явлении ятрогении (от греческого «ятрос» — «врач») — это когда неосторожное слово врача вызывает недомогание пациента. Сам неоднократно слышал рассказы о молодых врачах, не следящих за своим бормотанием и не считающих нужным что-то объяснять пациентам, а в итоге их самочувствие резко ухудшается… Да себя вспомните – что, ничего не начинает болеть на простых осмотрах, когда врач с озабоченным лицом вдруг спросит: «А у Вас здесь не болит?»

Но мы немного увлеклись. Вся проблема с отстающим учеником в итоге сводится к тому, что у него из-за отношения, из-за слова учителя была сформирована неверная мотивация: «я – безнадежный дурак, нужно просто смириться»… Тем более, что дальнейшее обучение его только убеждает в этом: ему все разжевывают, не стимулируя включать мозги, мыслить, самостоятельно искать, не заставляют приступать к постановке вопросов и нахождению ответов на них. Достаточно запомнить и воспроизвести. И все довольны.

Хотя чему радоваться? Ученик, по сути, топчется почти на месте, его развитие как личности резко останавливается, умственные способности кастрируются, а «познание», «творчество» остаются непонятными, абстрактными категориями.

Рецепт очень прост: учиться может… только сам человек, а главная задача учителя – изо всех сил помогать учиться самим учащимся, создать им максимально удобные и комфортные условия для этого, не забывая, кстати, что этот процесс не должен ограничиваться стенами школы, а идти постоянно и не из-под палки учителя и в пределах его зрения. А это значит – не просто отчитать урок, даже самый лучший, а планомерно налаживать и контролировать учебно-воспитательную деятельность школьников, во главу угла поставив формирование мотивации их учебной деятельности.

Понятное дело, что это намного тяжелее, чем формальный подход к работе: нужно все время глубоко интересоваться, чем живут дети, что им на самом деле интересно, а что нет, где они успешны и с чем есть сложности, и почему. Учитель просто обязан держать в уме их склонности и способности и знать, как использовать это знание для своих целей.

Но самое важное: такой педагог понимает, что без ошибок не бывает и отдает себе отчет, что причина этого – не в детях, а в его личных недоработках. Значит, где-то он что-то сделал не так, не научил учиться, утратил контроль над развитием учеников. Не нужно бояться этих ошибок – все мы небезгрешны, errarum humanum est, как говорили древние. Не ошибается тот, кто ничего не делает, главное – не упорствовать, оправдывая себя, а быстро и точно диагностировать ошибки, исправить просчеты, стараясь работать на упреждение, не допуская рецидивов.

Слово – мощное оружие. Им можно и спасти, и погубить. Общаясь с детьми, как на уроках, так и за его пределами, помните - важнейшей задачей учителя является обучение учащихся умениям и навыкам рационально учиться, поощрение их развития, и, самое важное, постоянного саморазвития. Времени у нас мало, на весь коллектив школы – всего десять лет, но именно в это время идет становление личности ребенка, и от нас с родителями зависит, каких высот эта личность сможет достичь.

Комментарии

1 • 19 октября 2013 20:27 • в
От: Елена FilPry - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 52, группа: Посетители)
Фото
Вот так и с ребенком: если он слышит от учителя, что он нерадив, что он не может усвоить урок, то у него просто опускаются руки
.

Нерадив и не может усвоить урок - не одно и тоже. И в одном и в другом случае есть причина (лень и отсутствие способностей соответственно) и результат (несделанное задание).
К сожалению, проблема поставлена, выход не предложен (или я не поняла?).
Что же делать? Не ругать? И дальше?.. Очевидно, что неспособного можно похвалить за прогресс, но что делать с "активно не желающим" заниматься? Игнорировать, чтобы не унизить достоинство?
Так, например, начинающему водителю его наставник в автошколе может случайно сказать, что сам всегда плохо сдавал задом и что этому сложно научиться. И все, у многих курсантов с этим, несложным, в принципе маневром будут проблемы, ведь каждый раз подсознательно они будут готовы к тому, что ничего не получится.

Почему - не получится? Человек, преодолел проблему и мастерство довел до уровня, позволяющего учить других (при этом еще очень и очень неплохо зарабатывать). Где криминал? "Не боги горшки обжигают" - разве пословица уже не работает.
такой педагог понимает, что без ошибок не бывает

Хотелось бы, чтобы не только понимал, но и признавал.
Как ни прискорбно, но опыт подсказывает: безнадежные случаи бывают. Это признание не преподавательского бессилия, а объективного факта, коренящегося, чаще всего, за пределами школы.
Вопрос заключается в другом: имеет ли право Учитель опускать руки (чтобы посвятить себя тем, кто жаждет знаний, например)? Если да, то на каком этапе? Если нет - как быть и что делать?
2 • 23 октября 2013 09:11 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Закон Вебера — Фехнера в помощь :)
Интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя.

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Как называется учебное заведение для подготовки священников?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги