Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Психологический практикум » Ботаники в школе

Ботаники в школе

Статья написана студенткой Днепропетровского Университета, автор размышляет о причинах и сущности такого явления, как неприятие школьным коллективом учеников с высокими результатами в учебе, послушными или  усердно занимающимися подростками. Работа носит ученический характер и не претендует на раскрытие темы целиком, в статье прослежены лишь некоторые аспекты проблемы «ботаников» в школе.

Как называют ботаника



Тот факт, что среди детей ярко выделяют «ботаников», известен всем. В современном школьном обществе можно встретить еще несколько синонимов: «заучка», «ботан», «зубрила», «мартышковед», «медалист» и тому подобные. Интересно, что «ботанами» в 8 случаев из 10 называют именно мальчиков. Для девочек чаще используют «зубрилка», если интеллект девочки выше среднего по классу или лохушка, кондукторша, дура, дуся, маня и т.п.-  в случае проблем с учебой. Как видим, к успехам в учебе девочек школьный коллектив относится более «терпимо», т.к. девочка, демонстрирующая успехи в учебе, более приемлема социумом, чем мальчик (вот вам пример гендерной дискриминации) .

Так кто же такие «ботаны»?



Сложно сказать, когда впервые было использовано это понятие, но, однозначно, у него длинные корни. Оно проявлялось в группах детей, которые внезапно осознали, что учеба требует усилий, а выделиться очень хочется. Выделиться же за счет хорошего ученика «вдвойне достойно». В свое время Антон Павлович Чехов писал, что «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...» И были времена, когда человек с развитым интеллектом обладал еще и развитым телом… но уже в конце ХХ века стало принято считать, что «ботан» - это ученик, который учится только на «отлично» и мало чем еще интересуется, хилый, вялый, не занимающийся спортом интеллектуал. Его может обидеть любой и не смеется над ним только ленивый. «Ботаник» не может за себя постоять, не может подраться. Но эта расшифровка термина весьма условна.

Чтобы выяснить, как вырастают «ботанами», необходимо разобраться в значении этого прозвища. Вы никогда не задумывались, почему детей, которые много и усердно учатся, называют именно ботаникам, а не филологами, математиками, астрономами, например?

Точный ответ на этот вопрос сложно найти, но можно выдвинуть гипотезу. Суть предположения состоит в следующем: «Ботаники так много учатся, что успевают прорости корнями в сиденье». Согласитесь, какая-та логика в этом есть. Ребенок становится «повернутым» на учебе и единственным его интересом остается «зубрежка». «Ботаник» - социально депривирован. Он, как и растение, не может оторваться от грунта, в котором растет. Все его интересы и чаяния сосредоточены вокруг мирка, до которого дотягиваются его корни и ветки. Он, как комнатный цветок, радует тех, кто за ним ухаживает (мам, пап, бабушек, дедушек) и различных эстетов (учителей и репетиторов). Но он раздражает других членов семьи (братьев и сестер), т.к. им постоянно ставят его в пример, и других учеников – причина аналогична.

Ботаники в школе

 


Как же вырастить «ботаника»?



Нет разработанной схемы, как это сделать. Этому способствуют действия, поступки и цели родителей и предрасположенность самого ребенка. Что имеется ввиду?

Все родители хотят видеть ребенка «гранит науки грызущего» и достигающего в этом успехов. Родители хотят иметь «отличные» отметки у своего чада и для этого всячески приобщают его к учебе. У всех родителей это желание бывает, но не у всех проходит. Желание видеть своего сына отличником может быть вызвано массой факторов. Например, дружат две семьи, и родители хвастаются друг перед другом успехами детей, и особо приятно хвастаться успехами в учебе. Или родитель может быть идеалистом (перфекционистом), которого не устраивают средние результаты ребенка. Все это подталкивает родителей к тому, чтобы заставлять своих детей учится. Если ребенок не хочет учиться, учебу начинают ему навязывать. Например: «Ты должен выучить!», «Ты не пойдешь гулять, сиди и учи!».

Взрослые зачастую так хотят видеть у своих детей хорошие отметки, что «перебарщивают» с давлением. Вскоре граница меры может стереться, родители будут продолжать усиливать давление и ребенок превратится в «заучку». Дети - это еще не сформировавшиеся маленькие люди и они достаточно легко внушаемы. Когда родители насильно заставляют их учиться, дети неосознанно поддаются влиянию, тем более что выбора у них нет, т.к. родители - это власть. Дети не хотят потерять любовь родителей, а хотят их радовать.

Жизнь ботаника



У «ботана» пропадают (атрофируются) остальные интересы, и доминирующим остается учеба. Причем ребенок закрывается от мира, а мир, в свою очередь, закрывается от него, а открываются перед ним только книги. Жизнерадостное и веселое чадо может становить злым и грубым подростком, который, вернувшись дамой, хлопнет дверью своей комнаты, и не будет контактировать даже с родителями. Проводя годы за книгами (надо признать достаточно отдаленными от реальной жизни), «ботан» зачастую становится асоциальной личностью и не умеет полноценно общаться со сверстниками, таким образом, драгоценные моменты детства проходят мимо него.

Продолжая в таком же духе, «ботан» неосознанно становится перфекционистом, человеком, обладающий убеждением, что наилучшего результата необходимо достичь, что несовершенный результат неприемлем. Ребенка раздражают посредственные результаты, и он работает на износ для достижения максимальных; вследствие подобных переживаний и подвигов «ботан» может заболеть как телом, так и душой (физически - переутомление, морально - депрессия). А кроме того, будет продолжен круговорот «ботанов» в мире…

Заумный ботаник



В учебном процессе этот ребенок очень полезен учителям, т.к. он реально подает пример остальным ученикам. Только он не пользуется авторитетом среди школьной группы, поэтому очень тяжело надеяться на подражание. А ведь «ботаники» архиредко обладают высоким социальным статусом среди учеников. Учителя к ним относятся в большинстве своем положительно, прислушиваются, помогают. Но и тут не все гладко, если ученик знает больше учителя, или имеет завышенную оценку потомственного отличника, возможно и отторжение. Школьники же в своем большинстве относятся к «зубриле» с неприязнью. Причина кроется в обычной зависти, ведь не все «вытягивают» на хорошие оценки, а гулять намного проще, чем учиться.

В любом детском коллективе существует конкуренция, и вырисовываются «точки стеба» или «козлы отпущения» в учебной группе, которыми и получаются «ботаны». «Вербальная среда, в которой вынуждены жить российские дети, чрезвычайно агрессивна», - написал психиатр Михаил Буянов. И он прав. «Великий и могучий русский язык» трещит по швам под напором новых лингвистических конструктов и «ботаник» не самое обидное прозвище для отличника. Находясь под постоянным давлением, ребенок, носитель данного прозвища, продолжает хорошо учиться, чтобы не потерять уважение учителя и любовь родителей, привычный status quo. Он думает, что если он перестанет хорошо учиться, то пропадет даже такое, негативное, внимание к его особе и он станет никому не нужен. При этом пресс психологической нагрузки не уменьшается. От такого ученика все чего-то ждут и ребенок ставит для себя все более высокие цели, чтобы порадовать взрослых.

Во взрослой жизни «ботан» может достичь хороших результатов в карьере за счет ума и усидчивости, но никак не за счет коммуникабельности и умения себя подать. Плюс «ботаничества» может заключаться в достижении высоких результатов в работе. Но он так и остается жить в своем мире, в большинстве случаев бывает одинок. Личной жизни у него нет, почти нет друзей, и семьей он обзаводится уже после 35 лет, в лучшем случае, а чаще так и остается один. Но ведь все чаще приходится слышать, что суммарный объем накопленных за годы учебы знаний  ничто в сравнении с развитым эмоциональным и социальным интеллектом, которым «ботаники» в своем большинстве не обладают (им просто некогда и негде эти способности развивать)

Делая вывод из всего вышеизложенного, следует отметить, что запретами и навязыванием вырастить «ботаника» очень легко, ведь ребенок - это пластилин, из которого родители могут «слепить» нужную им фигурку. Ребенок будет поддаваться, ведь он хочет быть любимым и нужным, а для этого, он уверен, нужно радовать родителей, например успехами в учебе. Для того, чтобы вырастить «ботаника,» родителю необходимо быть эгоистичным, преследовать в первую очередь свои цели и просто вести активную политику Цербера, в таком случае родитель близок к цели. Но вот что будет с ребенком, когда он вырастет…

Комментарии

1 • 27 августа 2013 11:37 • в
От: Елена FilPry - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 52, группа: Посетители)
Фото
Как же вырастить «ботаника»? Зачем?!

Быть может, как его НЕ вырастить?

У "Ботаника" один карьерный выход - за рубеж. В Украине - 100%, как бы ни возмущались ярые патриоты.

Но далеко не все родители мечтают провести в итоге старость в одиночестве.

Как воспитать здоровую любовь к знаниям - вот в чем вопрос!
2 • 28 августа 2013 22:21 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
К сожалению - БОТАНИКОВ именно выращивают...
Ни один ребенок не становится подобным персонажем осознанно. Родители прикладывают умения и портят детям детство. И это при том, что доказано: "Высокая успешность в школе, не является гарантов благополучной взрослой жизни" :(

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Острова, названные в честь собак
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги