Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования -
нажмите на картинку

Дешевый хостинг
Панель сайта
Логин:
Пароль:

Забыли пароль? Регистрация
Наши посетители
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55064 от 14.08.2013 года

Методическая работа учителя » Учебно-методический комплекс » Виды и формы учебных занятий по ФГОС СПО третьего поколения

Виды и формы учебных занятий по ФГОС СПО третьего поколения

Рабочая программа преподавателя общеобразовательных и спецдисциплин должна быть оформлена и утверждена председателем цикловой комиссии и замдиректора по учебно-методической работе до начала учебных занятий. Это  «карта плавания» по морю учебного процесса, а преподаватель – капитан и штурман в одном лице...

Критерии оформления рабочей программы преподавателя по ФГОС СПО третьего поколения достаточно жесткие.
Количество часов, отводимое на изучение той или иной дисциплины в соответствии с учебным планом образовательного учреждения,  делится на аудиторные часы и часы, отведенные на самостоятельную работу обучающихся (подготовку поурочного домашнего задания, докладов, презентаций и других творческих работ).

Такое деление принято в европейских школьных стандартах (Болонская система, Туринская система) для достижения двух основных целей:
1. индивидуализации учебного процесса в соответствии с уровнем способностей, уровнем сформированности общих и профессиональных компетенций учащихся;
2. разгрузки аудиторного процесса (постоянное увеличение объема информации по каждой из школьных дисциплин не дает возможности уложить весь материал в отведенные часы).

В свою очередь аудиторные часы разделены на четыре  основные группы:  теоретические (лекционные) уроки, лабораторные занятия, практические работы, промежуточную аттестацию по учебной дисциплине. Большее количество часов, выделенных на лабораторно-практические занятия, имеет целью  организовать учебный процесс так, чтобы ясно была видна связь изучаемого материала с практикой, его востребованность в конкретных ситуациях, междисциплинарные, межкурсовые и иные связи, объединяющие школьные знания в единую картину мира. Формы промежуточной аттестации - контроля знаний и умений, уровня овладения общими компетенциями - предусмотрены в виде письменной контрольной работы, зачета, а так же дифференцированного зачета (вопросы и задания различного уровня сложности по группам учащихся), экзамена по предмету.

Лабораторной работой является урок, на котором учащиеся либо сами, либо с помощью преподавателя убеждаются в наличии химических, биологических, физических закономерностей, действующих в природе, или изучают и сравнивают первоисточники на уроках гуманитарного цикла. Лабораторная работа требует наличия определенного оборудования, оснащения кабинета всем необходимым для проведения урока. Лабораторное занятие – это, прежде всего, лаборатория узнавания нового в виде непосредственных манипуляций с предметами, приборами, веществами, текстами. Методические рекомендации к проведению лабораторного занятия вы найдете в статье «Методические указания к лабораторно-практическим занятиям». В обязательном порядке при подведении итогов урока заполняется тетрадь с лабораторной работой, где фиксируются основные действия и полученные результаты, формулируются научно-обоснованные  выводы. По общему правилу, рекомендуемому Учебно-методическим центром, урок-лабораторная работа – это два  академических часа в рабочей программе.

Практическое занятие имеет методической целью закрепление первичных знаний, формирование умений через выполнение заданий по образцу. Например, решение задач по математике, физике, химии, биологии, выполнение письменных упражнений и аудирование на уроках иностранного языка. Составление схем, таблиц, диаграмм, описания по картине, изучение и оформление карт на уроках гуманитарных дисциплин. Выполнение упражнений, заданий на уроках физической культуры, рисования, труда.
К практическим занятиям также можно отнести уроки нетрадиционного вида: викторины, ролевые игры, круглые столы, семинары и др. Они требуют предварительной подготовки и учащихся и учителя.

Теоретическое занятие может представлять собой обычный комбинированный урок, урок изучения нового материала в виде лекции, беседы, сопровождаемым видео-аудио-фото материалом, урок обобщающего повторения и т.п. На уроке изучения теоретического материала допустимо до 30% учебного времени отвести вместо устного опроса на письменную работу для повторения, закрепления пройденного и установления связи с новой темой. Это может быть небольшой тест из 5-10 вопросов по вариантам, до 5 открытых вопросов по фактическому материалу или один сложный вопрос (например, о причинах, или сути, или результатах какого-либо события, явления, когда учащиеся должны раскрыть проблему, дать целостное описание какому-либо явлению с использованием научных терминов и понятий). Время письменной работы – не более 15 минут (из них 10 минут сама работа, 5 минут  - на  организацию внимания, чтение задания, сбор готовых работ, ответы на текущие вопросы). 100%

Формы самостоятельной работы обучающихся педагог выбирает сам, исходя из общей подготовки класса/учебной группы, уровня знаний и умений учащихся. Желательно дифференцировать задания (индивидуально либо по группам). Объем самостоятельной работы должен быть просчитан учителем - сколько примерно времени потратит средний ученик на выполнение задания, перегрузка (как и недогрузка) не должна присутствовать. Количество часов, отводимых на самостоятельную работу, прописывается преподавателем в рабочей программе по дисциплине, равномерное распределение нагрузки систематизирует учебную деятельность, делает учебный процесс прогнозируемым и эффективным. Поэтому необходимо выполнять свой план: рабочую программу и календарно-тематическое планирование.

Самостоятельная работа обучающихся должна носить в большей степени творческий характер и быть оформлена письменно или на электронном носителе, такая работа даст возможность оценить ее результат: поставить отметку в журнал, скорректировать результат, организовать работу учащихся на уроке. Индивидуальная  самостоятельная работа может (и должна) быть предложена в первую очередь сильным учащимся и ученикам, отстающим от основной части класса. Индивидуальная траектория обучения в условиях классно-урочной системы дело архисложное, требует артистизма педагога, огромной заинтересованности преподавателя в успехах учеников, постоянного методического поиска форм заданий, мониторинга реальных и потенциальных возможностей своих подопечных.

Только системное применение принципов Туринского и Болонского процессов в области среднего профессионального образования в России принесет результат, т.е. создаст конкурентоспособного на рынке труда специалиста среднего звена с развитым чувством новаторства, умеющим объективно оценивать обстановку, принимать грамотные и эффективные решения на современном производстве и получать высокую зарплату с учетом разноплановости знаний, сформирвоанности профессиональных и общих компетенций работника.

Комментарии

1 • 15 августа 2013 08:06 • в
От: ScavR - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 116, группа: Посетители)
Фото
Кстати, В Европе студенты ряда Вузов регулярно бастуют против Болонской системы, в пользу национальных систем образования. А мы продолжаем обезьянничать :(
2 • 27 августа 2013 16:53 • в
От: Елена FilPry - статус: Пользователь offline (статей: 0, комментов: 52, группа: Посетители)
Фото
Мы - не обезьянничаем, а извращенным способом перенимаем. Так, чтоб себе удобно было. В итоге - все, что можно было, с успехом разломали.

Какая разница, что на руинах появится?!
3 • 21 февраля 2015 17:16 • в
От: Елена - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Мы не обезьянничаем и не перенимаем. Минобр откровенно и тупо отмывает деньги, выпуская одни ФГОСы за другими. Эти деньги могли бы быть потрачены на действительно реальные и важные цели, как: укрепление МТБ, повышение квалификации педагогов, новая литература и программное обеспечение. Вместо этого ФГОСы, будь они неладны, которые уже вытянули все жилы у преподавателей. А выпускники все тупее и тупее! Почему? Да потому, что преподавателям некогда ими заниматься! Они занимаются бумаготворчеством, причем никому ненужным. Болонский процесс, конкурсы проф.мастерства Wоrld Slills и прочие "мыльные пузыри", а воз и ныне там.
4 • 25 ноября 2015 19:11 • в
От: Сергей - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Полностью согласен с Еленой, да только нельзя винить во всём только коррупцию и глупых чиновников, горе учителей, не способных на ожидаемую от них деятельность, хватает и без всяческих внешних систем образования. И ладно, если бы так было только в третьесортных учреждениях, но таких учителей масса и в высших учреждениях, самое смешное, что их и в педагогических вузах хватает.
5 • 17 декабря 2015 10:02 • в
От: коллеги - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Мы полностью согласны с Еленой. Такое ощущение, что образование на всех уровнях решили полностью развалить, осталось совсем немного и придется открывать ликбезы. Ребята, окончившие 9 классов, пишут свою фамилию с ошибками. Доучились и доучили!!! Бедным педагогам некогда учить детей, они пишут программы, создают КОСы и т.д. Хотя все это должны делать умные методисты и научные сотрудники ! Учитель, будь то воспитатель, преподаватель, мастер производственного обучения, должен научить!!!!! Это его главное предназначение.
6 • 25 марта 2016 09:42 • в
От: Владимир - статус: (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Вспомним историю. До революции 17 основой жизни и поведения в России была жизнь в коллективе. И воспитание начиналось в коллективе (семье), еще пожалуй церковь играла определенную роль в формировании поведения, образа жизни людей. Большевики, кроме всеобщего образования настроили мощную систему не только образования но и воспитания но опять в коллективе, с яслей до советов ветеранов. Внедрение Болонской системы провозглашает успешность прежде всего одиночки. Я любимый лучше всех в этом стаде.еловек без воспитания это в лучшем случае Маугли.,но он же лучше других своих сотоварищей. Это одно. Другое - русский язык и литература - даже церкви стало понятно, что надо спасать "носителей" русского языка от "реформаторов.
Кто -то из мирового сообщества сказал что может победить любую страну без армии -дайте мне только управление медициной и образованием в этой стране.
Боюсь что это начинает интенсивно оправдываться у нас

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Как называется учебное заведение для подготовки священников?
Ответ:*
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Введите код:


Быстрый поиск
child-free, Домострой, ЕГЭ, Закон об образовании, ЛПЗ, Песталоцци, Петр I, ФГОС-3, английский язык, аттестация, возраст, воспитание, вуз, интеллект, интерактивная доска, история образования, класс, классный час, колледж, конфликт, лидерство, математика, метод проектов, методические указания, мировоззрение, музей, образование за рубежом, образовательное учреждение, подработка учителю, профобразование, профориентация, психология цвета, репетитор, реформа, социальные гарантии учителям, социология, стиль деятельности, урок, школа сегодня, экскурсия

Показать все теги