К вопросу о психологии тролля и целях троллинга
Есть на сайте горе - нет на сайте тролля

Учителю важно иметь представление о троллях и троллинге в силу активного вовлечения учителей-профессионалов среднего и старшего возраста в Сеть. Учителю-обществоведу/филологу/классному руководителю материал статьи пригодится для работы на уроках и классных часах.
Тролль сетевой - явление новое, поэтому примем за отправную точку следующее определение понятия:
Тролль - индивид, занимающийся в сети (т.е. не боясь получить физический ответ) троллингом (провокационными сообщениями или словесными действиями). Главной целью «тролля сетевого» является развлечь себя любимого, а при случае и посетителей, которые раскусили его, за счёт тех, кто тратит время, силы и кровь из-под ногтей на «общение» с ним. Иногда такие действия совершаются за плату.
По территориальному признаку вредоносное общение делится на прямой (непосредственный) троллинг, когда атаке подвергается носитель некоей мысли на его собственной территории, и удаленный троллинг, в случае нападения опосредованного, через ресурсы, косвенно касающиеся жертвы.
Несмотря на то, что тролли - существа индивидуалистические, за деньги или ради интереса они могут объединяться в группы для преследования своих «жертв», т.е. можно говорить об индивидуальном и групповом вариантах троллинга. Существуют сетевые сообщества троллей: делятся опытом, создают партнерские атаки, воспринимают себя как элиту Сети.
Что же заставляет людей надевать шкуру сетевого тролля?

Таким образом «тролль» – этот тот, кто в реале не удовлетворен своей жизнью. Он не может найти себя в мире «ответственности за свои слова»: в семье, в личных отношениях, в учебе, в работе. Происходит это в силу того, что человек считает себя «обманутым жизнью». В голове его (и в душе) крутятся картинки «мне недодали»: общество — признания, родители — любви, учителя — внимания и знаний, руководитель — зарплаты, партнер — секса, секс — удовлетворения! Тролль занимается разрушением себя и того, к чему прикоснется в сети. Исследования по психологической адекватности «тролля сетевого» в реале не проводились из-за закрытости данной группы от «славы» вне цифрового мира.
Недифференцированное либидо тролля направлено на мужчин, женщин, детей. Ругаясь в интернете очередной раз с очередным «недочеловеком», он тем самым расписывается в своем вытесненном, нереализованном желании. Потоки его вербальной грязи означают одно: «Я не удовлетворен жизнью. Хочу признания, успехов, славы!»
Не получая желаемого, он накапливает чувство обиды. Он становится надпессимистом, у него все плохо! В пространстве сети, пытается выровнять ситуацию за счет других пользователей. Барахтаясь в грязи собственных комментариев, суждений, мыслей, он испытывает наслаждение от того, что заляпывает других.
Тролли бывают разные: умные, толстые, классные…

- интеллектуальный троллинг (астротерфинг или астротурфинг – искусственное создание общественного мнения). Наукообразное и авторитетное обливание помоями, опирающееся на псевдонаучные выводы, доказательства, построения. Часто подобные тролли зарабатывают этим себе на жизнь, выполняя индивидуальные заказы;
- выдача себя за идиота. Цель - тупить на ресурсе, наблюдая реакцию других участников;
- вброс слухов о каком-нибудь событии, группе или человеке (возможны клевета, компромат). Цель тривиальна – разрушить доверие.
- выдача себя за девушку (мало среди троллей представительниц слабого пола). Цель - поиздеваться над романтиками, поссорить нескольких пользователей одного сайта, посмотреть на ломку стереотипов в процессе виртуального общения, выдавая себя за лесбиянку, феминистку, нимфоманку с «социально обоснованной/приемлемой легендой»;
- выдача себя за иностранца. Цель - увести людей от вопроса в филологические дебри.
- оскорбление человека со «слабой» психикой. Цель - создать на ресурсе противостояние «добра и зла», а затем над всеми поиздеваться.
- спор о вкусах (ЛЮБЫХ!). Цель - спорить с большинством! В результате реклама некоего малознакомого выбора;
- вброс вопроса, связанного с IT (высокими технологиями). Цель - унизить и оскорбить тех, кто вызвался ответить на вопрос тролля;
- политический «срач». Цель - узнав мнение большинства о популярной политической теме, противопоставить им свое, объявив остальных зомбированными отбросами и глупцами, которые не умеют видеть причинно-следственных связей;
- вброс биографических данных. Цель - вывод в сеть кусков биографии отдельных личностей, с последующей ссылкой на соответствующие органы + выдача неявных биографических данных и, как результат, запугивание.
- выдача себя за знаменитость. Цель - искупаться в отблесках славы и любопытства.

- Размещение риторических вопросов. Цель - поиздеваться над исканиями попавшихся на удочку «жертв»;
- экспертная оценка. Цель – показать некомпетентность остальных. (Всезнающий самоуверенный тролль лезет в любое рассуждение и, опираясь на Википедию и Гугл, спорит на любые темы, приводя «неопровержимые» аргументы, подкрепленные ссылками);
- двойная игра. Цель - поспорить с умным человеком, то есть с самим собой и найти опору среди других пользователей;
- эксперт-психолог. Цель – поставить диагноз (навесить ярлык) участникам дискуссии.
- человек успешный. Создается образ самого-самого во всем (умного/красивого/богатого). Цель - вызвать зависть окружающих! И дальше пообщаться с неверующими…
- эксплуатирование анти-тем. Цель – опозорить увлечения других пользователей сети;
- бредогенератор. Цель – пообщаться и увести ветку форума в малоконструктивную сторону.
- резкая смена поведения. «Жертва» доводится до кондиции вызывающим/грубым поведением и вдруг оппонент (тролль) становится культурным и попрекает собеседника его грубостью. Цель – самоутверждение за счет другого.
«Не стреляйте в тролля:пишет как умеет…»

Также для борьбы с троллем можно использовать так называемый «рекурсивный троллинг». Эта техника подразумевает то, что вы «открываете глаза» троллю на то, кто он есть на самом деле. Результат – сам представитель интеллектуальных меньшинств оказывается «затроллен» и, возможно, уходит с ресурса.